Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с «Паспортом
доступности», определены зоны и объекты доступности всех категорий
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время
имеются следующие условия для обеспечения доступа инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Собственная парковка отсутствует, но есть
возможность поставить личный транспорт на площадке, расположенной в
непосредственной близости от въезда и входа на территорию детского сада. Вход
на территорию расположен на уровне тротуара. Пути подхода к объекту, пути
движения имеют достаточную ширину для проезда инвалидной коляски. Лифты (иные
подъемные устройства) для перемещения внутри детского сада типовым проектом
здания не предусмотрены.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом
потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ жизни.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Принцип развития-
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;
готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе
ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности
отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность
дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального
самочувствия".
Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками
педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как
равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с
ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем
формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом
благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных
факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье
ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинет учителя-логопеда - 2
В МБДОУ №34
г.Шахты созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащено
2 логопедических кабинета: Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения
подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение
кабинета:
-зеркало
настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для
индивидуальной работы;
-шкафы для
хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья
для работы учителя-логопеда с документацией;
2. Учебно-методические пособия:
а) для
коррекционной логопедической работы:
по
звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов
звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие
тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые
домики);
по фонетическому
восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому
запасу(дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи
(наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления
рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для
составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для
обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:(счетный
материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок
"Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы
картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом",
"Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки:(атикуляционная
гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы
предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки,
упраженения на релаксации.
г) пособия и
материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки);на
развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по
обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на
каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного
анализа и синтеза.
д)дидактические
игры для развития мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
Кабинет педагога-психолога -1
В кабинете
педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию
познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика
психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для
родителей.
Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Кабинет
педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже в доступном удобном
месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно
обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов
и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с городским ПМПк. В сложных
ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование.
Физкультурный зал
Оснащен
спортивным инвентарём: обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки
для метания, дуги для подлезания, кегли, канат подвесной, эстафетные палочки,
мячи баскетбольные, футбольные, гимнастические скамейки.
Музыкальный зал
·Музыкальный
центр
·Мультмимедийная
система (ноутбук, проектор, экран )
·Пианино
·Музыкальные
диски
·Музыкальные
инструменты для детей
·Детские
стульчики
·Стулья для
взрослых
·Атрибуты к
играм
Декорации и т.д.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые комнаты
··Групповые помещения оснащены игровой мебелью отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников
··Мебель по росту детей
··Игровые пособия (игры, игрушки)
··Дидактические пособия (наглядно-демонстрационный материал,
·Спальное помещение
·- дневной сон
·- игровая деятельность
·- гимнастика после сна
·- спальная мебель
·- физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и т.д.
·Раздевальная комната
·- информационно-просветительская работа с родителями
·- физкультурный уголок
·Оснащение
·-родительский уголок
·- выставки детского творчества
·- наглядно – информационный стенд
·Физкультурный зал
·Оснащен спортивным инвентарём: обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, дуги для подлезания, кегли, канат подвесной, эстафетные палочки, мячи баскетбольные, футбольные, гимнастические скамейки.
Музыкальный зал
·Музыкальный центр
·Мультмимедийная система (ноутбук,проектор, экран )
·Пианино
·Музыкальные диски
·Музыкальные инструменты для детей
·Детские стульчики
·Стулья для взрослых
·Атрибуты к играм
Декорации и т.д.
Кабинет учителя-логопеда
·Большое зеркало
·Зонды для массажа
·Дидактические игры и пособия
·Методическая литература
·Наборы картинок и картин
·Иллюстративный материал
·Панно звуков и букв, наборы букв
·Пеналы, схемы на каждого ребенка
·Доска с магнитами
·Логопедический альбом
Наборное полотно и т.д.
Кабинет педагога-психолога
·Детские столы и стулья
·Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей
·Игровой материал, развивающие игры.
·Документация
·Развивающие игрушки
·Учебная и релаксирующая зоны
Игры для психомоторной коррекции.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе оборудованы уголки мини-библиотек для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (со сменным литературным материалом), в которых находится детская художественная литература, наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи, аудиокниги.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все условия для двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Созданы условия для физического развития детей:
- Физкультурный зал для проведения физкультурных занятий, развлечений, спортивных праздников, Дней здоровья(гимнастические стенки, мячи, самокаты, обручи, фитболы и др.)
- Инвентарь и оборудование для физической активности, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, тренажеры, спортивный инвентарь для физической активности детей на участке).
Объекты | Оснащенность объектов |
Спортивная площадка Прогулочные площадки | – выносной спортивный инвентарь -гимнастические скамейки -гимнастическая лестница -ворота футбольные |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическон оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание детского сада оборудовано на входе кнопкой вызова. Для слабовидящих имеются таблички Брайля.
Конструктивные особенности здания МБДОУ №34 г. Шахты не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.Доступ в группы, к кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица при необходимости.
Специальные условия питания
Питание детей в МБДОУ №34 г.Шахты с 10,0 часовым пребыванием детей 3-х разовое, осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным с учетом двух возрастных категорий: для детей до 3 лет и для детей 3-7 лет. Меню соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В детском саду обеспечивается гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с возрастом и временем пребывания, установленное Минздравом РФ. Учитываются медицинские рекомендации, данные детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:отсутствует
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.Медицинское обслуживание детей в МБДОУ №34 г.Шахты осуществляется медицинской сестрой, которая осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
В ДОУ с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:проведение профилактических осмотров;мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ №34 г.Шахты имеет доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.Официальный сайт МБДОУ №34 г.Шахты имеет версию для слабовидящих.
Кабинеты и специализированные помещения оснащены следующим информационно-техническим оборудованием:
- компьютеры (4 шт.)
- ноутбуки ( 2 шт.)
- принтеры (2 шт.)
- многофункциональные печатные устройства (1 шт.)
- музыкальный центр (1 шт.)
- DVD-проигрыватель (2 шт.)
- фотоаппарат (1 шт.)
- аккустические системы (1 шт.)
- мультимедийная система (1 шт.)
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):кабинет учителя- логопеда содержат:материалы и игры по темам,зеркало с лампой дополнительного оснащения,дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания,картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков,предметные и сюжетные картинки по лексическим темам,настольно-печатные дидактические игры,алгоритмы, схемы, мнемотаблицы,методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:отсутствует.