Рабочая программа интеллектуально – развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича (двухцветный квадрат) «Умники и умницы» Пояснительная записка. Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребѐнка, становление основ индивидуальности. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребѐнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваютсяс пособности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребѐнок играл, развивалсяи обучался одновременно - задача достаточно сложная. У меня возникла идея создания интеллектуальноразвивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Составляя данную программу, я опиралась на технологию Двухцветный квадрат Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, речи и развитие мелкой моторики рук. Во что можно превратить квадрат? Если это Квадрат Воскобовича, который еще называют вечным оригами, то его можно превратить в домик, конфету, летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, маленький домик, котенка, подъемный кран, черепаху, мальчика в плаще и ворона. Это только те превращения, которые , есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Складывая «Квадрат» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с «Квадратом» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, спросите у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то выяснится, что их три. А зеленый квадрат один. А вот не красных квадратов четыре. И таких заданий можно придумать великое множество! Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности. Знакомство с развивающей методикой Воскобовича происходит во время увлекательной и занимательной игры. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа. Цель: развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных, математических способностей и мелкой моторики рук. Задачи: - развитие умения ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - развитие умения конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; 1 - развитие внимания, памяти, пространственного и логического мышления, воображения, творческих способностей; - развитие мелкой моторики рук; -построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально - творческому развитию детей в игре. Принципы построения занятий кружка. -Системность. -Учѐт возрастных особенностей детей. -Дифференцированный подход. -Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний. -Принцип постепенного и постоянного усложнения материала. -Поэтапное использование игр. -Гуманное сотрудничество педагога и детей. Реализация данной программы возможна при создании ряда условий: 1.Подготовка педагогов: -владение формами и методами работы с дошкольниками. 2.Организация развивающей предметной среды: -оснащение комплектами игр и игровых пособий. 3.Организация педагогического процесса с детьми: -программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы; -программа предназначена для работы с детьми 5-6лет. Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп). Программа «Умники и умницы» адресована дошкольникам. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребѐнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек. Занятия кружка проводятся 1раз в неделю, первые три недели проходит знакомство с игрой. Ожидаемые результаты: -дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; -умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять; -у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение; -хорошо развита мелкая моторика рук. Перспективный план. Октябрь • знакомить детей с игрой Воскобовича «двухцветный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы («как шоколадка»), определение цвета; 2 • развивать умение конструировать простые плоскостные фигуры (домик, летучая мышь, конверт); • воспитывать интерес к математическим играм; Ноябрь • продолжать знакомить детей с игрой Воскобовича «двухцветный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы, определение цвета; • учить детей складывать простые плоскостные фигуры разного цвета по образцу (конфета, семафор, мышка); • воспитывать интерес к математическим играм; Декабрь • продолжать знакомить детей с игрой Воскобовича «двухцветный квадрат», с представлением детей о квадрате в виде цвета, формы, сгибании квадрата пополам по горизонтали и получение прямоугольника заданного цвета, образное называние формы, определение цвета; • учить детей самостоятельно складывать треугольник разного цвета, конструировать фигуру «птичка» по образцу и самостоятельно; • развивать умение самостоятельно складывать фигуры, понимание пространственных характеристик «верхний», «нижний»; • воспитывать интерес к математическим играм; Январь • закреплять умение детей играть с игрой Воскобовича «двухцветный квадрат», самостоятельно складывать фигуры по схеме (мышка, ѐжик, рыбка); • развивать логическое мышление, способность анализировать; • воспитывать интерес к математическим играм; Февраль • создавать условия для поисковой деятельности детей, при опоре на схему; • учить детей создавать образ «черепашки», «котѐнка» по схеме, при помощи воспитателя; • развивать мыслительные процессы у детей; • воспитывать интерес к математическим играм; Март • закреплять умение детей в сгибании квадрата пополам по горизонтали, вертикали; • учить детей конструировать плоскостные и объемные фигуры (самолет, звѐздочка, маленький домик); • развивать мыслительные процессы, пространственное и логическое мышление у детей; • воспитывать интерес к математическим играм; Апрель • закреплять умение детей конструировать плоскостные и объемные фигуры; • учить детей самостоятельно складывать фигуры по схеме (лодочка, рыбка, птичка); • развивать мыслительные процессы, пространственное и логическое j мышление у детей; • воспитывать интерес к математическим играм; Май • закреплять умение детей конструировать плоскостные и объемные j фигуры; • учить детей самостоятельно складывать фигуры по замыслу; • развивать мыслительные процессы, пространственное и логическоемышление у детей; • воспитывать интерес к математическим играм; 3