СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты (протокол от 31.08.2023г. № 1) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты _____________ /М.В.Богомаз/ подпись расшифровка подписи Приказ №75 от 31.08.2023г. Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34» I. Общие положения Настоящее положение об адаптированной образовательной программе (далее – АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее - дети с ОВЗ) дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №34 г.Шахты (далее-МБДОУ) разработано в соответствии: со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 1.3); Постановление главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020г № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; с Уставом Учреждения. 1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. 1.3. АОП разрабатывается самостоятельно МБДОУ на группу обучающихся, относящихся к одной категории лиц с ОВЗ, с учетом примерной программы коррекционно-развивающей работы данной категории лиц с ОВЗ) с 3 до 7 лет. 1.1. 1 АОП разрабатывается группой педагогических работников, принимается педагогическим советом МБДОУ и утверждается заведующей МБДОУ. 1.5. Положение об АОП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов» и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции. 1.4. ӀӀ. Структура адаптированной основной образовательной программы 2.1.Структура АОП соответствует требованиям к содержанию федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения и содержит четыре раздела: -целевой; -содержательный; -организационный: -дополнительный. 2.2.Титульный лист содержит: -информацию об Учреждении, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена АОП; -гриф принятия АОП (с указанием даты проведения и номера протокола педагогического совета ); -гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа); -полное наименование АОП с указанием категории детей, для которых она разрабатывается; -год составления АОП. I . Целевой раздел АОП содержит следующие части: 1. Обязательная часть. пояснительную записку и планируемые результаты освоения АОП с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). 2.3.1.Пояснительная записка содержит: -общую характеристику АОП, в том числе нормативные документы, на основании которых она разработана, с указанием примерных программ коррекционно-развивающей направленности для данной категории детей с ОВЗ; -цели и задачи реализации АОП; -принципы и подходы к формированию АОП; -значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов; -характеристики особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (если таковые имеются; планируемые результаты освоения программы 2 развивающее оценивание качества. Система мониторинга динамики развития детей с ОВЗ. 2. Часть формируемая участниками образовательных отношений - цели и задачи - принципы и подходы - особенности развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению - планируемые результаты освоения программы по выбранному направлению - перечень оценочных материалов (педагогическая диагностика индивидуального развития детей). II. Содержательный раздел АОП раскрывает: 1. Обязательная часть: Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ОВЗ, представленными в пяти образовательных областях: содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5 образовательным областям Взаимодействие педагогов с детьми, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик способы и направления поддержки детской инициативы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 3. Программа воспитания -Пояснительная записка 3.1. Целевой раздел Программы воспитания Направления воспитания Целевые ориентиры Программы воспитания 3.2. Содержательный раздел Программы воспитания 3.2.1 Уклад ДОО: − цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия; − принципы жизни и воспитания ДОО; − образ ДОО, еѐ особенности, символика, внешний имидж; − отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО; − ключевые правила ДОО; − традиции и ритуалы, особые нормы этикет ДОО; − особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО; − социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности). 3.2.2 Воспитывающая среда ДОО: − условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе; − условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества; 3 - − условия для становления самостоятельности, инициативы и творческого Взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество. 3.2.3 Общности: − ценности и цели: профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества и детско-взрослой общности; − особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей; − особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. 3.2.4 Задачи воспитания в образовательных областях 3.2.5 Формы совместной деятельности Работа с родителями: виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемы в ДОО в процессе воспитательной работы - События ДОО: − проекты воспитательной направленности; − праздники; − общие дела; − ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка); − режимные моменты (приѐм пищи, подготовка ко сну и прочее); − свободная игра; − свободная деятельность; Совместная деятельность в образовательных ситуациях: перечень конкретных видов организации совместной деятельности в образовательных ситуациях, которые имеются в ДОО или с указанием их воспитательного потенциала Организация предметно-пространственной среды: перечень конкретных позиций, имеющихся в ДОО или запланированные с кратким описанием Социальное партнерство: − перечень конкретных позиций, имеющихся в ДОО или запланированные с описанием деятельности − участие представителей организаций –партнеров в проведении отдельных мероприятий; − участие представителей организаций –партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования и акций воспитательной направленности; − реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно − разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами. 3.3. Организационный раздел Программы воспитания. 4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ. 4.1. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. 4.2. Содержание коррекционно-развивающей работы: 4 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей и/или инклюзивного образования -специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья -механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ -использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий 4.3 Описание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей различных категорий целевых групп обучающихся. 5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 6. Комплексно-тематическое планирование и сложившиеся традиции Организации, план воспитательной работы. III. Организационный раздел. 1. Обязательная часть 1.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ (в соответствии с нозологической группой). 1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 1.4. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Кадровые и финансовые условия. 1.5. Перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. 1.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 1.7. Перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства. 1.8. Режим и распорядок дня в дошкольных группах, учебный план, календарный учебный график. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. - Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (перечень). IV. Дополнительный раздел содержит: 1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП ДО 2. Используемые Программы: ФАОП ДО и парциальные программы 3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. ӀӀӀ. Изменения и дополнения в АОП 3.1. АОП может изменяться и дополняться по решению Педагогического совета. 3.2. Основания для внесения изменений: 5 обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования), предложения педагогических работников по результатам реализации АОП в текущем учебном году, обновление списка, используемой литературы и методических пособий. 3.3. Дополнения и изменения в АОП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения АОП корректируются в виде новой редакции программы. IV. Ответственность и контроль Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на педагогов МБДОУ, реализующих АОП. 4.2. Контроль над полнотой и качеством реализации АОП осуществляется администрацией МБДОУ. 4.1. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOП возлагается на заместителя заведующего по ВМР дошкольного учреждения. 4.3. V. Делопроизводство АОП хранится в методическом кабинете МБДОУ, и представлена на сайте и стенде для ознакомления родителей (законных представителей). 5.1. 5.2. AOП хранится 3 года после истечения срока ее действия. 6 Приложение № 1 Понятия для разработки адаптированной образовательной программы воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; образовательная деятельность образовательных программ; – деятельность по реализации образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; адаптированная основная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2 ч. 28 ФЗ); примерная основная образовательная программа – учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, 7 дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; содержание образования и условия организации – обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; организация образования обучающихся с ограниченными возможностями предполагает как совместное образование с другими обучающимися, так и образование вотдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; под специальными условиями для получения образования обучающимися – с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, 8 специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; особенности организации образовательной деятельности для обучающихся – с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей(Ст.2 ч.27 ФЗ). 9