Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 31.08.2023г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись

расшифровка подписи

Приказ №75 от 31.08.2023г.

Положение
об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34»
I.

Общие положения

Настоящее положение об адаптированной образовательной программе
(далее – АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее - дети с ОВЗ) дошкольного образовательного учреждения МБДОУ
№34 г.Шахты (далее-МБДОУ) разработано в соответствии:
 со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012;
 с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п.
1.3);
 Постановление
главного государственного санитарного врача от
28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020г № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного
образования»;
 Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. № 1022 «Об утверждении
федеральной
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 с Уставом Учреждения.
1.2.
Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
адаптированной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения.
1.3.
АОП разрабатывается самостоятельно МБДОУ на группу обучающихся,
относящихся к одной категории лиц с ОВЗ, с учетом примерной программы
коррекционно-развивающей работы данной категории лиц с ОВЗ) с 3 до 7 лет.
1.1.

1

АОП
разрабатывается
группой
педагогических
работников,
принимается педагогическим советом МБДОУ и утверждается заведующей
МБДОУ.
1.5.
Положение об АОП вступает в силу с момента издания приказа «Об
утверждении Положения об адаптированной образовательной программе для детей
с ОВЗ, детей-инвалидов» и действует до внесения изменений или до принятия новой
редакции.
1.4.

ӀӀ. Структура адаптированной основной образовательной программы
2.1.Структура АОП соответствует требованиям к содержанию федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения и
содержит четыре раздела:
-целевой;
-содержательный;
-организационный:
-дополнительный.
2.2.Титульный лист содержит:
-информацию об Учреждении, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и
утверждена АОП;
-гриф принятия АОП (с указанием даты проведения и номера протокола
педагогического совета );
-гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения
(с указанием даты и номера приказа);
-полное наименование АОП с указанием категории детей, для которых она
разрабатывается;
-год составления АОП.
I . Целевой раздел АОП содержит следующие части:
1.
Обязательная часть.
пояснительную записку и планируемые результаты освоения АОП с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети
с ограниченными возможностями здоровья).
2.3.1.Пояснительная записка содержит:
-общую характеристику АОП, в том числе нормативные документы, на
основании которых она разработана, с указанием примерных программ
коррекционно-развивающей направленности для данной категории детей с ОВЗ;
-цели и задачи реализации АОП;
-принципы и подходы к формированию АОП;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей с
ОВЗ, детей-инвалидов;
-характеристики особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
(если таковые имеются;
планируемые результаты освоения программы
2

развивающее оценивание качества. Система мониторинга динамики
развития детей с ОВЗ.
2.
Часть формируемая участниками образовательных отношений
- цели и задачи
- принципы и подходы
- особенности развития детей дошкольного возраста по выбранному
направлению
- планируемые результаты освоения программы по выбранному направлению
- перечень
оценочных
материалов
(педагогическая
диагностика
индивидуального развития детей).
II.
Содержательный раздел АОП раскрывает:
1.
Обязательная часть:
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка с ОВЗ, представленными в пяти образовательных областях:
содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5
образовательным областям
Взаимодействие педагогов с детьми, особенности образовательной
деятельности разных видов и культурных практик
способы и направления поддержки детской инициативы
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
2.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
3.
Программа воспитания
-Пояснительная записка
3.1.
Целевой раздел Программы воспитания
Направления воспитания
Целевые ориентиры Программы воспитания
3.2.
Содержательный раздел Программы воспитания
3.2.1 Уклад ДОО:
− цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия;
− принципы жизни и воспитания ДОО;
− образ ДОО, еѐ особенности, символика, внешний имидж;
− отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам ДОО;
− ключевые правила ДОО;
− традиции и ритуалы, особые нормы этикет ДОО;
− особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
− социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
(этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
3.2.2 Воспитывающая среда ДОО:
−
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребенка к окружающему миру, другим людям, себе;
− условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества;
3
-

− условия для становления самостоятельности, инициативы и творческого
Взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях,
включая разновозрастное детское сообщество.
3.2.3 Общности:
− ценности и цели: профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества и детско-взрослой общности;
− особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания
детей;
− особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия
детей.
3.2.4 Задачи воспитания в образовательных областях
3.2.5 Формы совместной деятельности
Работа с родителями: виды и формы деятельности по организации
сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемы в
ДОО в процессе воспитательной работы
- События ДОО:
− проекты воспитательной направленности;
− праздники;
− общие дела;
− ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
− режимные моменты (приѐм пищи, подготовка ко сну и прочее);
− свободная игра;
− свободная деятельность;
Совместная деятельность в образовательных ситуациях: перечень
конкретных видов организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях, которые имеются в ДОО или с указанием их воспитательного
потенциала
Организация предметно-пространственной среды: перечень конкретных
позиций, имеющихся в ДОО или запланированные с кратким описанием
Социальное партнерство:
− перечень конкретных позиций, имеющихся в ДОО или запланированные с
описанием деятельности
− участие представителей организаций –партнеров в проведении отдельных
мероприятий;
− участие представителей организаций –партнеров в проведении занятий в
рамках дополнительного образования и акций воспитательной направленности;
− реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
− разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и
педагогами с организациями-партнерами.
3.3.
Организационный раздел Программы воспитания.
4.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с
ОВЗ.
4.1.
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
4.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
4

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей и/или инклюзивного образования
-специальные условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья
-механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ
-использование
специальных
образовательных
программ
и
методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
4.3 Описание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
детей различных категорий целевых групп обучающихся.
5.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
6.
Комплексно-тематическое планирование и сложившиеся традиции
Организации, план воспитательной работы.
III.
Организационный раздел.
1.
Обязательная часть
1.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с
ОВЗ (в соответствии с нозологической группой).
1.3.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
1.4.
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Кадровые и
финансовые условия.
1.5.
Перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
1.6.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
1.7.
Перечень художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства.
1.8.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах, учебный план,
календарный учебный график.
2.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием
парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы
(перечень).
IV.
Дополнительный раздел содержит:
1.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП
ДО
2.
Используемые Программы: ФАОП ДО и парциальные программы
3.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
детей.
ӀӀӀ. Изменения и дополнения в АОП
3.1.
АОП может изменяться и дополняться по решению Педагогического
совета.
3.2.
Основания для внесения изменений:
5

 обновления

системы образования (изменение нормативной базы,
регламентирующей содержание общего образования),
 предложения педагогических работников по результатам реализации АОП в
текущем учебном году,
 обновление списка, используемой литературы и методических пособий.
3.3.
Дополнения и изменения в АОП могут вноситься ежегодно перед
началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения
АОП корректируются в виде новой редакции программы.
IV.

Ответственность и контроль

Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на
педагогов МБДОУ, реализующих АОП.
4.2.
Контроль над полнотой и качеством реализации АОП осуществляется
администрацией МБДОУ.
4.1.

Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации
AOП возлагается на заместителя заведующего по ВМР дошкольного учреждения.
4.3.

V.

Делопроизводство

АОП хранится в методическом кабинете МБДОУ, и представлена на
сайте и стенде для ознакомления родителей (законных представителей).
5.1.

5.2.

AOП хранится 3 года после истечения срока ее действия.

6

Приложение № 1
Понятия для разработки адаптированной образовательной программы
воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
образовательная
деятельность
образовательных программ;

–

деятельность

по

реализации

образовательная
организация
–
некоммерческая
организация,
осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве
основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых
такая организация создана;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц;
адаптированная основная образовательная программа - это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2 ч. 28 ФЗ);
примерная основная
образовательная
программа –
учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный календарный
учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов,
7

дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и
содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные
расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы;
обучение – целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся
мотивации получения образования в течение всей жизни;
учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной
аттестации обучающихся;
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) –
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
содержание
образования
и
условия организации –
обучения
и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
организация образования обучающихся с ограниченными возможностями
предполагает как совместное образование с другими обучающимися, так и
образование вотдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность;
под специальными условиями для получения образования обучающимися – с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
8

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия,
без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся –
с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей(Ст.2 ч.27 ФЗ).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».