РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «ДЕТСКИЙ САД №34» 346527, г.Шахты Ростовской области, ул. Индустриальная, 10А Тел.: 8(8636) 24-26-13, e-mail: dou34@shakhty-edu.ru ________________________________________________________________________ Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад№ 34» на 2023- 2024 учебный год Учебный план (далее - план) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «ДЕТСКИЙ САД №34» (далее - МБДОУ) является локальным нормативным документом, регламентирующим ежедневный объем образовательной нагрузки в форме занятий воспитателя с воспитанниками по реализации Федеральной образовательной программы и образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №34 г.Шахты. Учебный план разработан с учѐтом нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) (далее - ФГОС ДО); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022г.); Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегестрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847) (далее - ФОП ДО); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20) (данное постановление вступают в действие с 01.01.2021 и действуют до 01.01.2027); Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) (данное постановление вступают в действие с 01.03.2021 и действуют до 01.03.2027). В план включаются образовательные области, представленные базовыми видами деятельности. Продолжительность занятий, дневной суммарной образовательной нагрузки, продолжительность перерыва между занятиями соответствует СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план является дополнением к годовому календарному графику на текущий учебный год и определяет организационно-педагогические условия образовательного процесса учреждения. Учебный план МБДОУ № 34 г. Шахты является локальным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности ( далее по тексту ООД) в неделю, месяц, год в соответствии с годовым календарным графиком ООД на 2023-2024 учебный год. План регламентирует организованную образовательную деятельность (далее ООД) в неделю и в год (кол-во в неделю/кол-во в год), в форме занимательных, увлекательных, интересных дел, где 1- обозначает один ООД в неделю (4 раза в месяц);0,5- занимательное дело проводится по четным либо по нечетным неделям месяца (2 раза в месяц). Содержание образования в МБДОУ № 34 г. Шахты определяется образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 34 г. Шахты, которая разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом ФОП. Содержание программы и еѐ структура соответствует требованиям ФГОС ДО. Программа состоит из двух частей: -обязательной части; - части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы соответствует Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Объѐм обязательной части Программы составляет не менее 60% от еѐ общего объѐма. Обязательная часть программы реализуется во всех возрастных группах разной направленности (общеразвивающей, компенсирующей) и обеспечивает достаточный уровень личностного , интеллектуального, физического развития ребѐнка для успешного усвоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений МБДОУ № 34 г. Шахты включает региональную программу «Родники Дона» (Р.М.Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина), осуществляется в зависимости от: -национально-культурных и этнокультурных особенностей ( реализуется технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с Донским краем); -природно-климатических и экологических особенностей региона, местности; -приоритетных направлений МБДОУ № 34 г. Шахты ( реализация вариативных программ художественно – эстетической и физкультурно – оздоровительной направленности в форме ООД со всеми воспитанниками и детских объединений по интересам); -особенностей предметно- развивающей образовательной среды МБДОУ № 34 г. Шахты; -социального заказа населения, потребностей населѐнного пункта ( социальное партнѐрство, реализация своеобразных форм сотрудничества). Объём части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от её общего объёма. Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с региональной программой «Родники Дона» (Р.М.Чумичева, Н.Платохина, О. посредством включения в различные их виды содержания по ознакомлению с родным краем, культурой, творчеством, искусством, бытом коренного населения, создания развивающей среды. Максимально допустимый объѐм образовательной нагрузки в режиме дня определѐн в соответствии с Инструктивно-методическим письмом от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Так, максимально допустимый объём образовательной нагрузки в режиме дня составляет: продолжительность занятий: - для воспитанников от 1,5 до 3 лет - 10 минут; - для воспитанников от 3 до 4 лет -15 минут; - для воспитанников от 4 до 5 лет -20 минут; - для воспитанников от 5 до 6 лет -25 минут - воспитанников от 6 до 7 лет -30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, составляет не более - для воспитанников 1,5 до 3 лет 20 минут; - для воспитанников от 3 до 4 лет - 30 минут; - для воспитанников от 4 до 5 лет - 40 минут; - для воспитанников от 5 до 6 лет - 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; - для воспитанников от 6 до 7 лет - 90 минут. Продолжительность перерыва между занятиями, не менее 10 минут. При организации занятий предусматривается перерыв во время занятий для гимна- стики, не менее 2-х минут. Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики работоспособности детей и шкалой трудности дисциплин. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, организуются в первую половину дня. Для профилактики переутомления воспитанников следует проводить физкультурные и музыкальные занятия. Занятия в МБДОУ планируются в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ разработанной на основе ФОП ДО. Максимальный допустимый объѐм недельной образовательной нагрузки, включая ООД из части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, для детей дошкольного возраста в МБДОУ № 34 г. Шахты составляет: в группе раннего возраста ( 1,5-3 года)-9/10 ООД- 1 час 35/40 минут; во 2 младшей ( дети четвертого года жизни)-11ООД- 2 часа 45 минут; в средней группе (дети пятого года жизни)-12 ООД-4 часа 00 минут; в старшей группе( дети шестого года жизни) -14 ООД - 4 часа 75 минут; в подготовительной группе(6-7 лет)-15 ООД – 5 часов 00 минут. В младшей и средней группах ООД проводится только в первую половину дня. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня после дневного сна. Еѐ продолжительность составляет : в старшей группе(5-6 лет) – 25 минут; в подготовительной группе (6-7 лет)- 30 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления проводится ООД по физической культуре, ритмике, музыке и т. д. В соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком на учебный год, началом учебного года считается 1 сентября, а окончание 31 мая. Календарная продолжительность учебного года составляет: 250 дней( 50 недель) в том числе: УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД 185 дней( 37 недель) ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 65 дней ( 13 недель) ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ 4 ноября 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,2,9 мая, 12 июня. Таким образом, учебный график состоит из двух периодов: - учебный период; - летний период. В учебный период реализуется Обязательная часть Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №34 г.Шахты. Обязательная часть. Образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО включает образовательные области: - социально- коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно- эстетическое развитие; - физическое развитие. Реализация основной части образовательной Программы дополняется примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Физическое развитие реализуется в организации: занятий физической культурой ( или ООД) 3 раза в неделю ( 2 раза в помещении и 1 раз на свежем воздухе) во всех возрастных группах, кроме первой младшей группы ( 1,5-3 года) – 1 раз в неделю в группе и 1 раз в неделю на свежем воздухе. При благоприятных погодных условиях занимательные дела по физкультуре проводятся на прогулке. Занятия по физкультуре и могут проводиться, как в первую ,так и во вторую половину дня, но не в один день. физкультурно – оздоровительной деятельности ( закаливающие процедуры; утренняя гимнастика; физкультминутка; подвижные, спортивные игры и физические упражнения; физкультурные досуги и праздники) и воспитания культурно-гигиенических навыков. Социально-коммуникативное развитие реализуется в организации: игровой деятельности ( сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры) в ООД, режимных моментов ,самостоятельной деятельности; игровых и проблемных ситуаций, наблюдениях, обсуждения, бесед, направленных на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным) и безопасное поведение на улице, дома и в других различных ситуациях; самообслуживание и элементарный бытовой труд. Познавательное развитие реализуется в организации: ООД по ознакомлению с объектами окружающего мира- еженедельно воспитателем группы; ООД по формированию элементарных математических представленийеженедельно воспитателем группы, начиная со второй младшей группы ( 3-4 года) 1 раз в неделю, в подготовительной группе 2 раза в неделю; ООД по конструированию из различных материалов ( строительный материал, конструкторы , модули, бумага, природный материал и т. д.) – проводит воспитатель еженедельно с детьми старших и подготовительных групп; проектной, поисково-исследовательской деятельности детей. Речевое развитие реализуется в организации: ООД по развитию речи- еженедельно воспитателем в каждой возрастной группе 2 раза в неделю; создания развивающей речевой среды; восприятие художественной литературы и фольклора Художественно-эстетическое развитие реализуется в организации: ООД по рисованию для детей 1,5-3 лет ( группа раннего возраста), 3-4 лет (2 младшая группа – организует воспитатель группы, для детей 4-5 лет(средняя группа) 1 раз в неделю организует воспитатель группы; для детей 5-6 лет( старшая группа) организует воспитатель группы, 6-7 лет(подготовительная группа) – 2 раза в неделю организует воспитатель группы; ООД по лепке для детей 1,5-3 лет(группа раннего возраста еженедельно; для детей 3-4 лет(2 младшая группа) и 4-5 лет (средняя группа) , 5-6 лет( старшая группа), 6-7 лет(подготовительная группа) - через неделю, чередуясь с ООД по аппликации, организуется воспитателем группы. ООД по музыке- 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в первую половину дня. Проводится музыкальным руководителем. режимных моментов( ознакомление с природой, различными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и пр.); предметно- развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений предполагает дополнение содержанием вышеперечисленных образовательных областей технологиями, проектами, программами( авторские, парциальные), используемые в учреждении. Так, в учреждении реализуется педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с Донским краем, с целью развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости средствами приобщения к историческому, культурологическому, географическому, природно- экологическому своеобразию родного края. Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона, осуществляется в течение учебного года с детьми от 3 до 7 лет 1 раз в неделю, в форме ООД, а также, совместной деятельности педагога с детьми, при организации режимных моментов в процессе разных видов детской деятельности, с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В летний период( с 01.06. по 31.08.) реализация учебного плана предусматривает: - организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме дня: (на свежем воздухе) на игровых площадках, в соответствии с графиком; - в течение дня организуются различные виды детской деятельности по теме дня: в раннем возрасте ( 1,5-3 года): * предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; * экспериментирование с материалами и веществами( песок, вода, тесто и пр.), * общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; * самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями( ложка, совок, лопатка и пр.); * восприятие смысла музыки, сказок , стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет): игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала; музыкальная; двигательная - проводятся культурно-досуговые, физкультурно-оздоровительные, профилактические, спортивные мероприятия, развлечения, а также спортивные, подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, целевые прогулки на свежем воздухе. Согласовано: Ведущий специалист Департамента образования г.Шахты _________________А.С. Демьянова Утверждаю: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты ___________М.В.Богомаз Приказ №75 от 31.08.2023г. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34» на 2023-2024 учебный год Области Виды образовательной деятельности* 1 2 - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с окружающим миром Познавательное развитие 2 младшая группа 3-4 лет Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет нед. год 3 4 нед. год 5 6 нед. год 7 8 нед. 9 год 10 1 37 1 37 1 37 2 74 1 37 1 37 2 74 2 74 2 1 74 37 2 2 74 74 3 2 111 74 4 2 148 74 1 37 74 2 74 2 Общее количество - Развитие речи Речевое развитие 74 Общее количество Художественноэстетическое развитие Общее количество Физическое Развитие Общее количество 2 - Музыка 2 74 2 74 2 74 2 74 - Рисование 1 37 1 37 2 74 2 74 - Лепка 1 37 1 37 1 37 1 37 - Аппликация 1 37 1 37 1 37 1 37 5 3 185 111 5 3 185 111 6 3 222 111 6 3 222 111 3 111 3 111 3 111 3 111 11 407 12 - Физическая культура 444 14 518 15 555 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Социальнокоммуникативное развитие Ежедневно Нравственнотрудовое воспитание Формирование основ безопасности у дошкольников Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов Дежурства Ежедневно Ежедневно 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Прогулки Самостоятельная игра Базовый вид деятельности Самостоятельная деятельность детей Ежедневно Ежедневно Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ежедневно Ежедневно Ежедневно Согласовано: Ведущий специалист Департамента образования г.Шахты _________________А.С. Демьянова Утверждаю: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты ___________М.В.Богомаз Приказ №75 от 31.08.2023г. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34» на 2023-2024 учебный год Области 1 Познавательное развитие Группа раннего возраста 1,5-3 года Виды образовательной деятельности* 2 - Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Общее количество - Развитие речи неделя год 3 4 1 36 1 36 2 1 72 36 Речевое развитие - Художественная литература 36 1 Общее количество 72 2 - Музыка 2 72 - Рисование 1 36 - Лепка 1 36 - Физическая культура 4 2 144 72 Общее количество 2 72 Социальнокоммуникативное развитие 10 360 В совместной деятельности педагога и детей В совместной деятельности педагога и детей Художественноэстетическое развитие Общее количество Физическое Развитие Нравственно-трудовое воспитание Формирование основ безопасности у дошкольников Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Социальнокоммуникативное развитие Ежедневно Нравственнотрудовое воспитание Формирование основ безопасности у дошкольников Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов Дежурства Ежедневно Ежедневно 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Прогулки Самостоятельная игра Базовый вид деятельности Самостоятельная деятельность детей Ежедневно Ежедневно Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ежедневно Ежедневно Ежедневно