Положение об использовании государственной символики

Согласовано
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол №3 от 09.12.2022)

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись

расшифровка подписи

Приказ №140 от 09 декабря 2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об использовании государственной символики
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34»

1. Общие положения.
Настоящее Положение об использовании государственных символов (символики) в
МБДОУ №34 г.Шахты разработано в соответствии с:
•
Конституцией Российской Федерации (ст.70), с изменениями на 01.07.2020 г.;
•
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022
года № СК-295/06,
•
Федеральным Конституционным законом «О Государственном флаге
Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2014 года.
•
Федеральным Конституционным законом «О Государственном гербе Российской
Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года.
•
Федеральным Конституционным законом «О Государственном гимне Российской
Федерации» с изменениями на 21 декабря 2013 года,
•
Уставом дошкольного образовательного учреждения и других нормативных
правовых
актов
Российской
Федерации,
регламентирующих
деятельность
образовательных организаций.
 Письмом Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06
"Об использовании государственных символов Российской Федерации".
Использование в обучении и воспитании детей государственных символов Российской
Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовнонравственным ценностям, культуре и исторической памяти.
Государственные
символы
консолидирующая
основа
формирования
общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является
неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение при
реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ
воспитания в МБДОУ №34 г.Шахты (далее – учреждение).
Государственные символы Российской Федерации выступают символами
сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и
принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей.
Государственные символы Российской Федерации установленные
Конституцией
Российской
Федерации
и
федеральными
конституционными законами отличительные знаки государства, олицетворяющие его
национальный суверенитет и самобытность.
В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации государственные
флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального
использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Федеральный
конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге
Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", Федеральный конституционный
закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации").
Регулируют вопросы использования государственных символов Российской Федерации
федеральные конституционные законы: "О Государственном флаге Российской
Федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном
гимне Российской Федерации".

2. Порядок использования государственных символов Российской
Федерации, установленный федеральными конституционными
законами
2.1. Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо
поднимается на мачтах, флагштоках) МБДОУ №34 г.Шахты в дни государственных
праздников Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается постоянно на зданиях или
устанавливается на территории МБДОУ №34 г.Шахты.
Государственный флаг Российской Федерации устанавливается во время официальных
церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и
флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, учреждения
Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого
флага, если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа
флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при
размещении четного числа флагов (но более двух) - левее центра.
При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и
других флагов размер флага субъекта Российской Федерации, муниципального
образования или учреждения не может превышать размер Государственного флага
Российской Федерации, а высота подъема при подъѐме Государственного флага
Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.
Использование Государственного флага Российской Федерации с
нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над
Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации также может быть установлен во время
торжественных мероприятий, проводимых в учреждении.
Выносить Государственный флаг Российской Федерации рекомендуется в
учреждении при проведении торжественных, организационных, воспитательных,
конкурсных, в том числе финальных этапов мероприятий ( акции, флешмобы и др.).
Вынос Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением
Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной версии).
Поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации в учреждении
поручается лучшим воспитанникам учреждения, добившимся выдающихся результатов
в спортивной, творческой и иной деятельности, а также педагогическим работникам
учреждения, и в исключительных случаях - родителям (законным представителям)
воспитанников.
В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации
крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный
флаг Российской Федерации, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины
высоты мачты (флагштока).
Перед проведением торжественных праздничных мероприятий, а также дней траура и
скорби, рекомендуется предварительно проводить с детьми в учреждении в доступной
форме разъяснительную работу о значимости того или иного важного события в истории
России и (или) субъекта Российской Федерации.

2.2. Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырѐхугольный,
с закруглѐнными нижними углами, заострѐнный в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орѐл увенчан
двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединѐнными лентой. В
правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -

серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьѐм
чѐрного опрокинутого навзничь и попранного конѐм дракона.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве
геральдической основы герба (геральдического знака) учреждения.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и
герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального
образования, учреждения, Государственный герб Российской Федерации располагается с
левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при
одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков)
Государственный герб Российской Федерации гербов (но более двух) - левее центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и
других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта
Российской Федерации, муниципального образования, учреждения не может превышать
размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб
Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических
знаков).
Использование Государственного герба Российской Федерации с
нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над
Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3. Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальнопоэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным
конституционным законом.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом,
хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При
этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и
радиотрансляции.
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном
соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
- во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской
Федерации и других официальных церемоний;
- при открытии и закрытии торжественных собраний в учреждении, посвященных
государственным и муниципальным праздникам;
- в учреждении в рамках церемоний открытия и закрытия, открытия и закрытия
профильных фестивалей, спортивных соревнований, в дни единых действий,
посвященных государственным праздникам Российской Федерации и особо значимым
датам.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в иных случаях во
время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами
местного самоуправления.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации
присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.
В случае, если исполнение Государственного гимна Российской Федерации
сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации,
присутствующие поворачиваются к нему лицом.
В учреждении рекомендуется исполнение Государственного гимна Российской
Федерации (краткой или полной его версии), в том числе при проведении торжественных,
организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий
учреждения (флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.).
Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с

нарушением Федерального конституционного закона "О государственном гимне
Российской Федерации", а также надругательство над Государственным гимном
Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

3. Государственные символы как ценностные ориентиры в
обучении и воспитании детей в учреждении
3.1. Использование государственных символов в учреждении
Использование государственных символов в учреждении должно отвечать
приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку.
Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет
важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей
патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному
наследию, традициям многонационального народа России.
Знакомство детей с государственными символами Российской Федерации
рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам
государства, на формирование актуальных знаний детей об истории создания и
конституционных требований к использованию государственных символов, на раскрытие
содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах.
Государственные символы должны восприниматься детьми как ценность, иметь
личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и
обществу.
При изучении государственных символов Российской Федерации важно учитывать
особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития,
формировать предпосылки для консолидации усилий учреждения, семьи, общества и
государства, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма
подрастающего поколения.
В учреждении не реже 1 раза в год рекомендуется проведение занятия по изучению
государственных символов Российской Федерации.
Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования. Воспитание
несовершеннолетних обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы дошкольного образования в учреждении осуществляется на основе
включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы.
В центре рабочей программы воспитания - создание условий для активной
жизнедеятельности воспитанников, их гражданского самоопределения. Этому
способствует формирование у детей системных знаний о различных аспектах
исторического развития России, в содержание которых рекомендуется включать знания о
государственных символах Российской Федерации. Программа воспитания призвана
обеспечить формирование у детей основ российской идентичности.
Изучение государственных символов Российской Федерации рекомендуется
осуществлять в рамках календарного плана воспитательной работы учреждения, особое
внимание уделив празднованию следующих государственных праздников:
12 июня - "День России";
22 августа - день Государственного флага Российской Федерации;
30 ноября - день Государственного герба Российской Федерации;
12 декабря - "День Конституции".
25 декабря - это день утверждения Федерального конституционного закона от 25 декабря

2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", Федерального
конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе
Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г.
N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". Таким образом, день 25
декабря также может быть отмечен проведением торжественного мероприятия,
посвященного государственным символам Российской Федерации.
Традиционно в учреждении отмечаются такие праздничные даты, как:
1 сентября - День знаний;
4 ноября - День народного единства;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
12 апреля - День космонавтики;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы и другие, в том числе региональные праздничные дни.
1 июня - День защиты детей;
6 июня - День русского языка;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
8 июля - День семьи, любви и верности;
14 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации;
27 августа - День российского кино.
В дни празднования указанных государственных праздников и при проведении
торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов, а также в рамках летней
оздоровительной кампании рекомендуется:
- исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его
версии);
- поднятие (установка) Государственного флага Российской Федерации.
3.2. Создание и зонирование в учреждении мест размещения государственных
символов Российской Федерации
Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в
общественные пространства учреждения: родительские уголки, групповые комнаты,
холлы; кабинеты; залы; центральные коридоры, административные помещения.
При создании и зонировании мест размещения государственных символов в
учреждении необходимо обеспечить эстетичность и доступность помещения для детей,
освещѐнность и чистоту помещения, пространственные характеристики помещения
(государственные символы должны быть размещены в не менее 1 метра от учебного и
иного оборудования).
Размещение государственных символов осуществляется в соответствии с
федеральными конституционными законами о государственных символах Российской
Федерации.
3.3. Знакомство воспитанников учреждения с государственными символами
Российской Федерации
Ознакомление воспитанников учреждения с государственными символами России
начинается через включение установленных знаков в пространственной образовательной
среде детского сада.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к государственным символам важная задача, которая может реализоваться в процессе присвоения ими общекультурных
норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.
Содержание дошкольного образования в рамках образовательных областей социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического,

физического развития воспитанников может включать тематические компоненты о флаге,
гербе, гимне в формах, доступных для дошкольников старших возрастных групп.
В рамках программы, входящих в образовательную область "Познавательное
развитие", дети старшего дошкольного возраста получают информацию об окружающем
мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа,
отечественных традициях и праздниках, о государственных символах, олицетворяющих
Родину.
Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников является
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности. В рамках программы образовательной области "Социально-коммуникативное
развитие" у воспитанников учреждения формируется чувство принадлежности к своей
семье, сообществу детей и взрослых.
Программа образовательной области "Речевое развитие" знакомят дошкольников с
книжной культурой, детской литературой, расширяя представления о государственных
символах страны и ее истории.
В рамках программы художественно-эстетической образовательной области через
творческие формы работы (рисование, лепка, художественное слово, конструирование и
др.) дошкольники ассоциативно связывают государственные символы с важными
историческими событиями страны.
Формирование основ патриотизма - любви к своей семье, детскому саду, родной
природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике - флагу, гербу,
гимну выступают образовательными задачами для старших дошкольников. Формируя
представления детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, в
учреждении осуществляется ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и
доступной для них форме с государственным устройством России, армией, флотом,
авиацией.
Организация с дошкольниками игровой и театрализованной деятельности, чтение стихов
о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и отождествлению
государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают
начальные знания о социальном мире, в котором живет ребенок, составной частью
которых является формирование представления о государственных символах России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».