Программа-психологического-сопровождения-процесса-адаптации-детей-раннего-возраста-к-условиям-ДОУ

Богомаз Марина
Викторовна

Согласовано
на педагогическом совете
«16» 08. 2021г.
Протокол № 63

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МБДОУ №34 г.Шахты
___________ М. В. Богомаз
«16» 08.2021г.

ПРОГРАММА
психологического сопровождения
процесса адаптации детей раннего возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:
педагог-психолог В.Ю.Шерстобитова

Подписан: Богомаз Марина Викторовна
DN: C=RU, O="МБДОУ №34 г.Шахты ", CN="
Богомаз Марина Викторовна ", E=d.sad34@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.09.07 12:24:36+04'00'
Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Принципы и подходы к формированию программы
3. Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет
4. Психологическая характеристика процесса адаптации к дошкольному образовательному учреждению
5. Этапы работы по программе
6. Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
7. Тематическое планирование психолого-педагогической работы в рамках
программы А.С.Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению»
8. Тематическое планирование психолого-педагогической работы в рамках
комплексной программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста Е.В.Башкировой, Н.И.Куликовой, Л.В.Климиной
9. Список литературы
Приложения

1. Пояснительная записка
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному
уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для
детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной
идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного
образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного
образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий
цикл психического развития.
Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности
образовательного процесса и как один из показателей качества образования.
При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может
успешно функционировать в нем.
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную
среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и
связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского
организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте

ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное
пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной
организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного
учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.
Данная программа состоит из 2 блоков и разработана на основе пособий:
 Роньжина А.С. « Занятия психолога с детьми 2—4-хлетв период адаптации
к дошкольному учреждению» (1 блок и проводится в 1 полугодие),
 Башкирова Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. «Комплексная программа
психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста» (2
блок и проводится во 2 полугодие).
Программа определяет содержание, организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического
здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 года) в период адаптации к условиям
дошкольного учреждения.
Целью программы является создание условий, способствующих
охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основной задачей психологического сопровождения детей в период
адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка

в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического
процесса через:
1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;
2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;
3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым
взрослым;
4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в
новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований
к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством примерной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), а также в соответствие со следующими
нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Концепцией модернизации российского образования;
- Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПиН от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13»
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999 г.);
- Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4
«Об учителях - логопедах и педагогах - психологах учреждений образования».

2. Принципы и подходы к формированию программы
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
 Принцип гуманизма как основополагающий
Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая вовнимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация
стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.
 Принцип природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию
взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
 Принцип развития
Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том,
чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических
задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым
помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его
активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом,
приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая
концепция.
 Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для
деятельности и общения с ребенком
Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.

 Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в
развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».

3. Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (1,5 - 3 года)
На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная
деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в
любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в
форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве со взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает
практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социальноличностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативноделового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой,
чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением
предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В
играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане,
отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия
взрослых.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического
взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к
обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время
малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте
ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним

взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет
просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных
качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого,
но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и
доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На
втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают
взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю
картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические
средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в
глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую
просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия,
такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место
занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного
обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из

двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться
словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им
предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым.
Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего
жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни
начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная
игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка
со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на
предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности
и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время
на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметнодейственным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического
развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок

становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо
владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов
(ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным
видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам,
длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в
решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни
является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает
ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем
раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только
процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из
кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре
предметной деятельности становится появление способности самостоятельно
оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С
возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако,
несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потреб-

ность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности
и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает
приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметнопознавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на
предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных
действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

4. Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия
среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что
позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств
и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в
новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать
на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и
социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
 знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
 очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия
взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
 жесткая регламентация условий выполнения задач;
 изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не
единственным объектом внимания, а членом детской группы;
 поощрение и порицание взрослым действий;
 ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
 выход за пределы знакомого помещения;

 необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
 встреча с коллективом ровесников;
 необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе
с другими детьми;
 наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
 функциональное состояние организма, показателем которого является
работоспособность;
 особенности обменных процессов;
 тип нервной системы и темперамента;
 тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается
постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми
впечатлениями;
 психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым
условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство
защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких
людях.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности
ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности
при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у
многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт

ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации
приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно
организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка
или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка
(Е.И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к
преодолению стрессовой ситуации.
Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических
черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап.
Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ
дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны,
необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и
вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой
комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслужива-

ния, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении сл взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему
приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность
иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью.
Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный
характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические
проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.
Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном
поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий,
например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении
процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение
основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.),
так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым,
познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.

5. Этапы работы по программе
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ
предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение)
со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса,
благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса
адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям
на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных
форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

6. Технология психологической поддержки детей в адаптационный
период
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование
у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и
форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени
адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по
результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптацииосуществляется посредством осуществления игровых сеансов.
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—
4-хлетвпериод адаптации к дошкольному учреждению, Башкирова Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. «Комплексная программа психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста».
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
 снятие эмоционального и мышечного напряжения;
 снижение импульсивности, излишней двигательной активности,
тревоги, агрессии детей;
 развитие навыков взаимодействия друг с другом;
 развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
 развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации
движений;
 развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный
эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей,
помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть
занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными
играми и упражнениям.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество
модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
Занятия длительностью 10 минут проводятся 1 раз в неделю. Каждое из
занятий повторяется воспитателями, чтобы дети запомнили слова потешек и
песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с
профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как
психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).
Ожидаемые результаты.
1. Успешная адаптация детей в адаптационный период к условиям ДОУ;
2. Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива;

3. В сфере развития познавательных процессов:
- повышение уровня развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- повышение уровня развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- повышение уровня развития творческих способностей.

7. Тематическое планирование
психолого-педагогической работы в рамках программы
А.С.Роньжиной
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации
к дошкольному учреждению»
(1 полугодие)
1-ая младшая группа
№
1

Тема занятия
«Божья коровка»

2

«Листопад»

3

«Мячик»

4

«Прогулка в

Цель занятия
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, общей
и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета,
формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного
напряжения;
- снижение импульсивности, повышенной
двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под
их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
- развитие речи, воображения, творческих
способностей.
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие чувства ритма, координации
движений;
- развитие ориентации в пространстве;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других
детей, предметов;
- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
- сплочение группы, развитие эмпатии;

Материалы
игрушечная божья
коровка, большие и
маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.

большой зонт; магнитофон, кассета с
записью шума дождя, кассета с записью медленной
спокойной музыки;
два кленовых листа
(для каждого ребенка)

большой мяч; матерчатый мешочек,
маленький пластмассовый мяч и
пластмассовый кубик (соразмерные
по величине)

картина или фото-

осенний лес»

5

«Веселый
Петрушка»

6

«Мячики»

7

«Зайка»

- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- снижение излишней двигательной активности;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
- развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью
предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
- развитие общей моторики;
- развитие памяти, речи и воображения.
- развитие умения согласовывать свои
действия с действиями других детей, с
правилами игры, с ритмом стиха;
- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
- закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие восприятия, речи и воображения.

графия «Осенний
лес»; игрушечный
ежик; игрушки
(куклы бибабо):
лиса, волк, медведь; красный,
желтый и зеленый
кленовые листья
(для каждого ребенка); красная,
желтая и зеленая
корзинки

игрушка (кукла
бибабо) «Петрушка»; игрушечный
паровозик, с привязанной к нему
длинной лентой;
бельевая прищепка
синего цвета (для
каждого мальчика);
бельевая прищепка
желтого цвета (для
каждой девочки);
обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; игрушка или кукла (для
каждого ребенка)
-развитие коммуникативных навыков
большой
(учить устанавливать контакт; друг с дру- красный мяч и магом, действовать согласованно, подленький синий мястраиваться к темпу движений партнера); чик; мячи среднего
- снятие эмоционального и мышечного
размера (для кажнапряжения;
дой пары детей);
- развитие умения согласовывать свои
магнитофон, касседействия с ритмом и текстом стиха;
та с записью спо- развитие ориентации в собственном теле; койной музыки и
- развитие общей и мелкой моторики;
ритмичной плавной
- развитие зрительного восприятия, речи и мелодии
воображения.
- создание положительного эмоциональмягкие игного настроя в группе;
рушки: заяц и лиса;

8

«Мыльные
пузыри»

9

«Мишка»

10

«Непослушные
мышата»

11

«Колобок»

- развитие умения подражать движениям
взрослого;
- развитие координации движений, общей
и мелкой моторики;
- развитие умений подчиняться правилам
игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениям
взрослого;
- развитие координации движений, общей
и мелкой моторики;
- развитие умений подчиняться правилам
игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- снятие эмоционального и мышечного
напряжения, тревожности;
- развитие умения согласовывать свои
действия с действиями других детей, с
ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, общей
и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
- преодоление упрямства, негативизма в
период кризиса трех лет;
- формирование положительной самооценки;
- развитие умения подчиняться правилам
игры, действовать в соответствии с ролью,
преодолевать двигательный автоматизм;
- развитие слухового внимания, быстроты
реакции;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие чувства юмора, речи и воображения.
- сплочение группы, развитие эмпатии,
обучение детей навыкам сотрудничества;

магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый
мешочек с набором
пластиковых овощей

набор для
выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с
записью плавной
мелодии; мячи; мячи для подскоков
(хоппы)

игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц

игрушечная мышка; розовый и черный косметические
карандаши; большие игрушечные
часы; магнитофон,
кассета с записью
плясовой музыки

куклы бибабо (персонажи сказки

- снятие страхов перед сказочными героями;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.

12

«Котята»

13

«Новый год»

- формирование положительной самооценки;
- развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие умения выражать эмоции
(страх, грусть и радость);
- развитие слухового восприятия, умения
воспроизводить услышанные звуки;
- развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- отработка умения согласовывать свои
движения с движениями других детей, с
ритмом и текстом песни;
- отработка быстроты реакции;
- развитие общей мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

«Приключения Колобка»); матерчатый мешочек;
фрукт и овощ; пластилиновый шарик
(для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные
игрушки: грибок,
шарик, кубик (соразмерные по величине)
магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с
детскую ладошку
(по количеству детей); игрушки или
предметные картинки желтого,
красного, синего и
зеленого цвета
Игрушка-Дед Мороз, новогодняя ѐлка, бутылки с горячей, холодной и
тѐплой водой,
краски, изображение новогодней ѐлки, мешочек с подарками и маленькими игрушками.

8. Тематическое планирование
психолого-педагогической работы в рамках комплексной программы психолого-педагогического сопровождения
детей раннего возраста
Е.В.Башкировой, Н.И.Куликовой, Л.В.Климиной
(2 полугодие)
1-ая младшая группа
№ Тема занятия
Цель занятия
1
«Матрѐшки» - формирование психомоторных функций;
- развитие у детей интереса к организованной двигательной активности;
- развитие чувства ритма и моторики рук;
- знакомство с принципом вкладывания
меньшего предмета в больший;
- формирование взаимодействия детей
друг с другом
2
«Мишки- развитие интереса к игровой и двигательтоптышки»
ной деятельности;
- развитие умения координировать движения тала с ритмом;
- развитие цветовосприятия;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- совершенствовать умение вкладывать
один предмет в другой, сравнивать по величине.
3
«В гости к
- развитие интереса к игровой и двигакоту Матвею тельной деятельности;
»
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- знакомство с понятиями «большоймаленький»;
- совершенствовать умение сравнивать
предметы по величине.
4

«Пирамидка»

- развитие интереса к игровой и двигательной деятельности;
- развитие внимания, умения находить
предметы одинакового цвета;
- развитие интереса к рассматриванию
предметных картинок;
- знакомство с особенностями детѐнышей
домашних животных

Материалы
Кукла, деревянные
ложки, две машинки – большая и маленькая, матрѐшки,
изображения матрѐшки, карандаши
или пальчиковые
краски
Игрушка-Медведь,
пирамидки, фасоль,
тарелочки, круги
жѐлтого цвета,
прищепки

Игрушка – Кот, светильник «Аквариум», рыбки, тазики
с тѐплой водой,
изображение рыбок, пальчиковые
краски.
Предметные картинки собакащенок, кошкакотѐнок; по 4 предметы разного цвета,
маленькие мячики,
пирамидки

5

6

7

8

«Ёжик топал - развитие доброжелательного отношения
по дорожке» детей к окружающему миру;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- развитие речи, как средства общения;
- обогащение словарного словаря
- развивать произвольность поведения
«Сказки
- развитие интереса к игровой и двигаБабушкительной деятельности;
Забавушки.
- развитие координации движений;
Репка»
- стимулирование речевой активности:
слова, фразы, звукоподражание;
- развитие мелкой моторики
- развивать произвольность поведения
«Сказки
- развитие интереса к игровой и двигаБабушкительной деятельности;
Забавушки.
- развитие целенаправленного внимания;
Курочка Ря- - формировать умения концентрировать
ба»
внимание, координировать движения
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать снятию импульсивности;
- развивать произвольность поведения
«Сказки
- развитие интереса к игровой и двигаМудрого Ко- тельной деятельности;
та. «Коло- развитие целенаправленного внимания;
бок»
- формировать умения концентрировать
внимание, координировать движения
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать снятию импульсивности;
- развивать произвольность поведения

Игрушка – Ёж, игрушка – Цыплѐнок,
пластилин, зубочистки, муляжи
грибов, две корзины,
Ширма, куклы
бибабо к сказке
«Репка», корзина,
игрушки, картинка
с изображением
репки, карандаши
Игрушка- Курочка,
герои сказки, ширма, деревянная
ложка, игрушка –
Кот, баночки с фасолью

Декорации, сундучок, куклы бибабо
сказки «Колобок»,
кот, корзина, волшебная палочка,
муляжи морковки

9. Список литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие
/ Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.
3. Башкирова Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. «Комплексная программа
психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста». – Волгоград: Учитель, 2016.
4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и
перераб. - СПб: Речь, 2005.
5. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в
ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные
технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012.
7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003.
8. Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО
«ПЭБ», 2007.
9. Терехина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина,
В.С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006.

КАРТА
индивидуального сопровождения ребенка
в адаптационный период
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Возраст на момент поступления _________________ Группа ________________
Показатели
Компонент адаптации сильные стороны
развития

факторы риска
дезадаптации

Приемы
поддержки

Психофизиологический

индивидуальнопсихологический

социальнопсихологический

Примечание
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Педагог-психолог
__________________________________________________________________
Дата __________________Подпись_____________________

Показатели адаптационных возможностей ребенка
второго-третьего года жизни
Компонент адаптации
Факторы
благопо- Факторы риска дезадапталучной адаптации

ции

1

2

3

Психофизиологический

Стабильное чередование сна и бодрствования
Умение сигнализировать о своих нуждах
Координация движений, двигательная целенаправленность
Сформированность
мелких движений рук

Индивидуально-

Способность к самостоятельным действиям.
Целенаправленность
действий, настойчивость в достижении
целей.
Избирательность, активность внимания.
Положительный эмоциональный фон.
Разнообразие эмоций
и способов их выражения.
Любознательность,
исследовательская активность.

Нарушения сна.
Повышенная
возбудимость
или пассивность, заторможенность.
Двигательное беспокойство,
нецеленаправленность движений.
Слабая координированность
движений.
Ручная неловкость.
Избирательность в пище.
Неумение сигнализировать о
своих нуждах, дискомфорте.
Тремор конечностей.
Нарушение терморегуляции.
Повышенная
чувствительность к сенсорным раздражителям.
Пониженный или повышенный фон настроения, резкие
перепады настроения.
Монотонный плач.
Вредные привычки, невротические действия.
Частые аффективные реакции.
Сниженный интерес к окружающему.

психологический

Социальнопсихологический

Доброжелательность.
Готовность к коммуникативному отклику.
Инициативность
в
общении.
Положительное отношение к поручениям,
просьбам взрослого,
стремление их выполнять.
Интерес к действиям
взрослого и ровесников.
Стремление к активному подражанию.
Умение
выражать
свои желания, намерения.
Стремление
демонстрировать свои достижения взрослому.
Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты.

Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.
Недостаточно
выраженная
способность к активному подражанию.
Негативный опыт общения с
людьми.
Экзальтированная, тревожная
привязанность к одному из
членов семьи.
Эмоциональная холодность в
общении с матерью.
Бедность коммуникативного
опыта.
Пассивность в общении.
Боязнь
новых
взрослых,
сверстников.

Диагностика уровня адаптированности ребенка
к дошкольному учреждению
группа ________________________________

Тревожность

Непринятие

1

с

реакция протеста

2

Пассивен,

3

поддержке взрослого

Вступает в контакт при

1

реакция пртеста

2

Уход от взаимоотношений

3

со Взаимоотношения
детьми

Инициативен

1

взрослого

2

Принимает инициативу

3

Инициативен

1

Взаимоотношения
взрослыми

реакция протеста

2

Пассивен/

Активен при поддержке

3

взрослого

Активен

Познавательная и
игровая деятельность

Реакция на изменение
привычной ситуации

принятие

Наблюдение за ребенком

Отрицательный

Общий
эмоциональный фон
поведения

Неустойчивый

баллы

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Положительный

Фамилия, имя
ребенка

3

2

1

Дата __________________

Педагог – психолог ___________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ.
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится
со следующими показателями:
2,6—3 балла - высокий уровень адаптированности.
У ребенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмоциональное
состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими
предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый,
новое помещение, общение с группой сверстников).
1,6-2,5 баллов - средний уровень адаптированности.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет
возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1—1,5 баллов - низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные
на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует
активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность,
напряженность

Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период
адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ
проводится в три этапа.
1-ый этап. Первичная диагностика
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию,
сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Методы:
1) анкетирование родителей
Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.
Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка:
1-ая группа – психофизиологические;
2-ая группа – социально-психологические;
3-я группа – стереотипы в общении с взрослым;
В 4-ой группе каждый вопрос характеризует определенное проявление
темперамента: 1– уровень активности, 2 – регулярность, 3 – реакцию на новые ситуации, 4 – приспособляемость, 5 – интенсивность реакции, 6 - характер настроения, 7 – настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8 –
отвлекаемость, 9 – чувствительность.
Выявляется тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.
Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности
ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а
также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.

2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями.
Задачи первой встречи с семьей:
- выявить особенности семейного воспитания;
- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с
помещением ребенка в детский сад;
- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
- дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.
3) диагностика общения и предметной деятельности
Методика: диагностика психического развития детей от рождения до 3
лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).
Целью диагностического обследования является выявление актуального уровня психического развития поступающих в ДОУ детей. Предполагается, что индивидуальные особенности психического развития могут стать
фактором, препятствующим благоприятному течению адаптационного периода.
Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели
адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».
2-ой этап. Текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления
дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются
и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:
- беспричинный плач;

- двигательное возбуждение;
- отсутствие самостоятельной активности;
- навязчивые движения или действия;
- вредные привычки;
- нарушения тактильных контактов со взрослым.
По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – редко; 1 балл – иногда; 0 баллов – никогда.
На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации:
36-25 баллов – высокий;
25-14 баллов – средний;
13-4 балла – низкий;
3-0 балла – процесс адаптации завершается благополучно.
При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.
Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в
отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.
3-й этап. Итоговая диагностика
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к
ДОУ.
Метод: наблюдение
Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели
после начала посещения ДОУ.
Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации
или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
1. Ф.И. ребенка
__________________________________________________Дата рождения
_______________
Дата заполнения _________________________
Подпись______________________________
2.Ф.И.О. матери
________________________________________________________________
Образование, род деятельности
__________________________________________________________________
3.Ф.И.О. отца
________________________________________________________________
Образование, род деятельности
__________________________________________________________________
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
__________________________________________________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.Основные виды игр и занятий дома?
________________________________________________________________
7.Может ли ребенок сам найти себе занятие дома?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
8.Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)?
__________________________________________________________________
9. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
__________________________________________________________________
10.Как ребенок спит?

а) спокойно;
б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают
ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др.
__________________________________________________________________
11. Как относится к введению новой пищи, аппетит
__________________________________________________________________
12.Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет
есть, пить, спать, мокрые штанишки?
__________________________________________________________________
13. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть)
14.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т.д.)?
__________________________________________________________________
15. Часто ли болеет?
__________________________________________________________________
16.Как переносит разлуки с матерью?
__________________________________________________________________
17. Какова была максимальная длительность такой разлуки?
__________________________________________________________________
18.Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам?
__________________________________________________________________
19. Как относится к оценке взрослого:
- положительной:
__________________________________________________________________
- отрицательной:
__________________________________________________________________
20.Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому?
__________________________________________________________________
21.Легко ли идет на контакт со взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно)?
22.Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:
- ребенок отказывается есть
__________________________________________________________________
- ребенок не может заснуть
__________________________________________________________________
- намочил штанишки
__________________________________________________________________

23.Как Вы:
- ласкаете ребенка
__________________________________________________________________
- поощряете ребенка
__________________________________________________________________
- порицаете
__________________________________________________________________
24.Как передвигается ребенок?
а) преимущественно бегом;
б) беготня чередуется со спокойным перемещением.
25.Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время,
съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет
активность или спокойствие в одно и тоже время суток)?
а) да;
б) нет.
26.Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда
приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни)?
а) да;
б) нет.
27. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?
а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко
хохочет.
б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.
28.Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует,
когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько
меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?
а) да;
б) нет.
СПАСИБО!

Приложение V
ФИО ребенка______________________________________________________
Возраст_______ Группа_______ Дата поступления____________________
Критерии адаптированности
ребенка
к
дошкольному 1
учреждению
Аппетит

Хороший
Избирательный
Неустойчивый
Плохой
ЗасыБыстрое (до 10 мин)
пание Медленное
Спокойное
Неспокойное
С дополнительными
воздействиями
Без дополнительных
воздействий
ПроСоответствует воздолжи- расту
житель Не
соответствует
тельвозрасту
ность
сна
Отно- Положительное
шение Отрицательное
к высаживанию
на гор-

2

3

Дни наблюдения/число
4 5 6 7 8 1 3
6 2

6
4

1
2
8

горшок
Навыки
опрятности

Просится на горшок
Не просится, но бывает сухой
Не просится, ходит
мокрый
Отри- Нет
цатель- Есть (какие?)
тельные
привычки
(сосет
пустышку, палец
раскачивается
т.д.)
Позна- Активен
ватель- Активен при подтельдержке взрослого
ная и Пассивен/реакция
игропротеста
вая деятельность
ВзаиИнициативен
моотПринимает иницианоше- тиву у взрослого
ния со Уход от взаимоотвзрос- ношений/реакция
лыми
протеста
ВзаиИнициативен
моотВступает в контакт
ноше- при
поддержке
ния с взрослого
детьми Пассивен, реакция
протеста
Речь
Нет
Ответная

Инициативная
ЭмоБодрость
циоСпокойствие
нальУравновешенность
ные
Тревожность
состо- Раздражительность
яния
Гневливость
Агрессивность
Плаксивость
Страхи
Резкая
смена
настроения
Склонность к уединению
РеакПринимает
ция на Тревожность
смену Не принимает
ситуации
Группа адаптации____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».