Положение-о-нормах-профессиональной-этики-педагогических-работников

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 30.12.2020 № 4)

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________М.В.Богомаз
приказ № 153 от 30.12.2020г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах профессиональной этики педагогических работников
МБДОУ №34 г.Шахты
1.Общие положения
1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
(далее–Положение) работников
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34»
( далее по тексту – МБДОУ) разработано на основании Конституции Российской
Федерации, части 4 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», указа Президента Российской
Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного
поведения государственных служащих» и иных федеральных законов,
нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих ограничения,
запреты и обязательства для педагогических работников.
1.2.Настоящее Положение устанавливает нормы профессиональной этики
педагогических работников Учреждения, представляя свод общих принципов
профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении
педагогической деятельности, которыми надлежит руководствоваться всем
педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности.
1.3. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики педагогического
работника не урегулированы законодательством об образовании или настоящим
Положением, педагог действует в соответствии с общими принципами
нравственности в обществе.
1.4. Настоящее Положение служит целям:
 повышения доверия граждан к Учреждению;
 содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников Учреждения;
 регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях
педагогических работников, возникающих в процессе их совместной
деятельности;

 воспитания высоконравственной личности педагогического работника,
соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и
профессиональной морали.
1.5. Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным
долгом каждого педагогического работника МБДОУ и обязательным критерием
оценки качества его профессиональной деятельности.
1.6. За нарушение норм профессиональной этики педагогические работники
несут моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
2.Права и обязанности педагогических работников
1.Права.
2.1.1. Если педагог не уверен в том, как действовать в сложной этической
ситуации, он имеет право обратиться в Педагогический совет учреждения или в
комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
2.1.2. Педагог, действовавший в соответствии с разъяснениями Педагогического
совета учреждения или комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений, не может быть привлечён к дисциплинарной
ответственности.
2.1.3. При рассмотрении поведения педагога должно быть обеспечено его право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени.
2.1.4. Анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) педагогов не
рассматриваются.
2.Обязанности.
В рамках профессиональной деятельности:
2.2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять
честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические
работники должны соблюдать следующие этические принципы:
 законность;
 объективность;
 компетентность;
 независимость;
 тщательность;
 справедливость;
 честность;
 гуманность;

 демократичность;
 профессионализм;
 взаимоуважение;
 конфиденциальность.
2.2.3. Педагогические работники призваны:
 оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы
Учреждения;
 исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина определяют основной смысл и содержание
деятельности как Учреждения в целом, так и каждого педагогического
работника;
 осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
 не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или
социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния
отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и
организаций;
 соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на
свою профессиональную деятельность решений политических партий и
общественных объединений;
 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению должностных обязанностей;
 уведомлять администрацию МБДОУ обо всех случаях обращения к ним
каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных
правонарушений;
 соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты;
 проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками
отношений в сфере образования;
 проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических,
социальных
групп
и
конфессий,
способствовать
межнациональному и межконфессиональному согласию;
 придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций;

 принимать предусмотренные
законодательством
РФ
меры по
недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев
конфликта интересов;
 быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
 обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных
знаний и навыков;
 не терять чувство меры и самообладания;
 соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
 постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению
ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
 поддерживать порядок на рабочем месте;
 соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во
внешнем виде.
2.4.Важным показателем профессионализма педагогических работников
является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и
точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
 ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
 грамотности, основанной на использовании общепринятых правил
русского литературного языка;
 содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и
информативности обращения;
 логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и
обоснованность изложения мыслей;
 доказательности, включающей в себя достоверность и объективность
информации;
 лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
 уместности, означающей необходимость и важность сказанного
применительно к конкретной ситуации.
2.5.В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
 поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном
исполнении
педагогическим
работником
своих
должностных
обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
их репутации или авторитету Учреждения;
 пренебрежительных отзывов о деятельности своего МБДОУ или
проведения необоснованных сравнений его с другими Учреждениями;
 любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

социального, имущественного или семейного положения, политических
или религиозных предпочтений;
 резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
 угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
 поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих
требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.6.Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры
по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за
несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или
которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных
обязанностей.
2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учёт интересов Учреждения в целом.
Перед воспитанниками:
2.8. Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:
 уважают право ребёнка на сохранение своей индивидуальности;
 являются
беспристрастными,
одинаково
доброжелательными
и
благосклонными ко всем воспитанникам;
 сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном
уважении;
 стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;
 выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках
развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
 при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять
их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения;
 проявляют толерантность;
 защищают их интересы и благосостояние, и прилагают все усилия для
того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического
насилия;
 принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального
домогательства и (или) насилия;
 осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во
всех делах, затрагивающих их интересы;

 прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав
человека;
 стремятся стать для них положительным примером;
 применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных
норм и состраданием.
2.9. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
 навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
 оценки их личности и личности их законных представителей;
 предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
 предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных
представителей) воспитанников;
 отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия
времени для объяснения. При действительном отсутствии времени
необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное
для обеих сторон время;
 проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;
 употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения
должностных обязанностей;
 курения в помещениях и на территории Учреждения.
Перед родителями (законными представителями воспитанников):
2.10.Педагог уважает ответственность, права и обязанности родителей (законных
представителей) воспитанников должным образом управлять и руководить
ребёнком в осуществление им своих прав и делать это в соответствии с
развивающимися способностями ребенка.
2.11.Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников должны:
 начинать общение с приветствия;
 проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание
помочь;
 выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая
говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
 относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам,
инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
 высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется,
спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
 выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при
необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

 разъяснять
при
необходимости
требования
действующего
законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
 принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий
сообщить координаты полномочного лица).
2.12. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников педагогические работники не должны:
 заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;
 перебивать их в грубой форме;
 проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
 разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
 разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих родителях
(законных представителях);
 требовать каких-либо личных услуг или одолжений;
 переносить своё отношение к родителям (законным представителям)
воспитанников на оценку личности и достижений их детей.
2.13. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить
родителей (законных представителей) активно участвовать в воспитании их
ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя
выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
2.14. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения
вопроса.
Перед коллегами:
2.15. Педагог строит свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения
и соблюдения их профессиональных прав.
2.16. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
 поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные
мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам,
находящимся в начале своего профессионального пути;
 поддерживают и продвигают их интересы;
 помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного
действующим законодательством и локальными актами Учреждения.
2.16.В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
 пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников
или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
 предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
 обсуждения их недостатков и личной жизни.

Перед администрацией МБДОУ №34 г.Шахты:
2.17.Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и
имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим
законодательством.
3.Обязательства администрации МБДОУ №34 г.Шахты перед
педагогическими работниками
3.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и
безупречной репутации, способствовать формированию в
МБДОУ
благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
3.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений
каждого педагогического работника.
3.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного
вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их
профессиональных обязанностей,
со стороны
родителей (законных
представителей) воспитанников.
3.4. Представителям администрации следует:
 формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Положения;
 быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм
настоящего Положения;
 оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в
запросы и нужды;
 регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
 обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
 способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности
Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда изза недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных
граждан появляются сомнения в законности действий педагогических
работников;
3.5. Представитель администрации не имеет морального права:
 перекладывать свою ответственность на подчинённых;
 использовать служебное положение в личных интересах;
 обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;

 умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки
интересам
долга,
исходя
из
корыстной
личной
заинтересованности.
4. Контроль за соблюдением настоящего Положения
4.1. Функции контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки
педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах
профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций,
возлагаются на педагогический совет учреждения.
4.2. Поступок педагога, который порочит, его честь, и достоинство и (или)
негативно влияет на авторитет Учреждения, может стать предметом
рассмотрения педагогического совета или комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
4.3. В своей деятельности педагогический совет руководствуется действующим
законодательством об образовании, настоящим Положением.
5.Ответственность за нарушение настоящего Положения
5.1.Нарушение норм профессиональной этики квалифицируется как
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих
должностных обязанностей и влечёт за собой моральную ответственность, а так
же, учитывается при проведении его аттестации, либо одно из установленных
трудовым законодательством дисциплинарных взысканий, или иную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».