Положение о психологической службе МБДОУ №34 г.Шахты

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 31.08.2023г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись

расшифровка подписи

Приказ №75 от 31.08.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психологической службе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической
службы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34», является правовой и
организационно-методической основой организации деятельности.
Положение разработано в соответствии:
-Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
-Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
-Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении
в Российской Федерации «Десятилетия детства»; - «Концепцией развития
психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период
до 2025 года», утвержденной Министром образования и науки Российской
Федерации 19.12. 2017 г.
-Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
-Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями на 4 октября 2021 года №686 «О
внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования»;



-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. №Р93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2.Основной целью деятельности психологической службы (педагога-психолога) в
ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации
детей в процессе обучения, воспитания и подготовке их к школе, а так же
обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
1.4. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.5.Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития обучающихся воспитанников, а также на
охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
1.6.Психологическая служба - один из компонентов целостной системы
образовательной деятельности МБДОУ №34 г.Шахты, осуществляющая свою
деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллективом и
родителями обучающихся воспитанников.
Психологическая служба (педагог - психолог) имеет подчинение по
административной линии - заведующему МБДОУ №34 г.Шахты.
1.7. Деятельность
педагогической службы (педагога-психолога) МБДОУ
№34 г.Шахты ориентирована как на обучающихся воспитанников, педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся воспитанников,
их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, а также
на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Основные направления, виды деятельности психологической службы.
Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание
психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия.
Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое
условие плодотворной работы.
К основным направлением деятельности службы (педагога-психолога) относятся:
2.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления
дезадаптации
воспитанников,
разработка
конкретных
рекомендаций
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития:
подбор, разработка, апробация и внедрение развивающих программ для детей
разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
























контроль соблюдения психогигиенических условий общения и развития
обучающихся воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты, обеспечением гармоничного,
психического развития и формирования личности дошкольников;
обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную
ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и
становлении личности детей;
своевременного предупреждения возможных нарушений психосоматического и
психического здоровья детей.
2.1.1. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог
осуществляет следующие конкретные мероприятия:
проводит работу по адаптации детей к МБДОУ №34 г.Шахты, дает родителям и
воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального
развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания
своевременной коррекционно-развивающей помощи;
участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления
возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с
ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с педагогами
МБДОУ №34 г.Шахты намечает программу индивидуальной работы с детьми с
целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего
и гармонического развития в процессе школьного обучения;
проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной
группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями программу
индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
ведѐт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного
раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей;
ведѐт работу по созданию благоприятного психологического климата в МБДОУ
№34 г.Шахты:
оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый,
взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
консультирует педагогов и других работников по широкому кругу
профессиональных и личностных проблем.
способствует
развитию
коммуникативных
навыков
профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию
психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия
возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
2.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников
педагогического процесса потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития:

















повышение психологической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся воспитанников и педагогов МБДОУ №34 г.Шахты;
формирование потребности в психологических знаниях и их практическому
применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком
или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов
и родителей;
формирование у субъектов психологической помощи потребности в самопознании,
саморазвитии и самосовершенствовании.
2.3. Создание условий для полноценного личностного развития обучающихся
воспитанников на каждом возрастном этапе.
2.4. Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
2.5. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего
периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин
механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации.
получение своевременной информации об индивидуально-психологических
особенностях детей, динамике процесса развития, необходимой для оказания
психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для
обеспечения наиболее полного личностного самоопределения;
определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии
несовершеннолетних.
Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с
группами воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты.
2.6. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная
помощь участникам образовательного процесса, детям, имеющим проблемы в
обучении, развитии и воспитании.
2.7. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности,
осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога,
учителя- логопеда, других специалистов МБДОУ №34 г.Шахты
(разработка рекомендаций программ коррекции, контроль за ее выполнением).
2.7.1. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность
педагога-психолога:
активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему
психическое развитие и становление личности детей, реализацию возрастных и
индивидуальных возможностей развития воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты;
участие в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медикопедагогических развивающих и коррекционных программ;
коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, поведения
реализация комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению,
снижению или устранению отклонений в психическом, нравственном развитии
детей.
2.7.2. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:












в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
в процессе специальной работы психолога с группами детей;
в русле воспитательных мероприятий;
в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
2.7.3. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что
устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда
выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую,
дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем
самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен
специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или
консультанта
2.8. Посредством
консультативной
деятельности оказания
помощи
родителям (законным представителям) педагогическим работникам администрации
и сотрудникам МБДОУ №34 г.Шахты по их запросу, в области развития,
воспитания и обучения детей.
2.9. Психологическая поддержка деятельности МБДОУ №34 г.Шахты.
при
подготовке педагогов к
аттестации
в
проведении
экспертизы
коммуникативной компетентности педагогов и специалистов;
анкетирование
родителей,
для
изучения
запросов
на
образовательную деятельность;
изучение личности и профессионального потенциала сотрудников;
разрешение конфликтов;
оказание помощи в построении системы управления данным коллективом.
2.10. Деятельность психологической службы осуществляется в тесном контакте с
родителями
(законными
представителями)
детей,
обучающихся
и
воспитывающихся в образовательном учреждении. Проведение любых видов
работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не
допускается.
3. Цели и задачи психологической службы.
3.1. В своей деятельности педагогическая служба исходит из необходимости
реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования.
3.1.1.Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых
знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха
в жизни.
3.1.2.Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния
здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе,
способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и
свобод другой личности.
3.2. Основные задачи психологической службы образования:


























максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию
каждого ребенка;
создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном учреждении;
изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и
интеллектуальной сфер;
составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, образованию,
детей;
оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации их
деятельности;
содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского
сада, родителей в закономерностях развития ребенка;
иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения развития личности детей.
4. Права и обязанности педагога-психолога.
4.1. Педагог-психолог обязан:
в полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим
Положением;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции и служебных обязанностей;
знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в
практической, возрастной и педагогической психологии; применять современные
научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социальнопсихологической, психокорреционной и психопрофилактической работы;
постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения,
полученную в результате диагностической и консультативной работы, если
ознакомление с ними может нести ущерб учащемуся или его окружению;
пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей;
отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией
дошкольного учреждения;
рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции;
в решении всех вопросов исходить из интересов ребѐнка;
работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и
родителями воспитанников;
вести и хранить диагностическую документацию.
4.2. Педагог-психолог имеет право:
выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы,
исходя из общей программы и конкретных условий;
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;
выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для
успешного функционирования психологической службы;
принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики,
вопросам создания коррекционных и развивающих программ;





















участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в
оценки эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с обобщением
своего опыта в научных, научно-популярных и методических изданиях;
принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах,
заседаниях и т.д.;
посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью детей;
знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
выступать с обобщением опыта своей работы;
препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой;
вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций,
бесед, выступлений, тренингов и др.
5. Ответственность педагога-психолога.
5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность
результатов психологического диагностирования, адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
5.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации,
сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы.
5.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материальнотехнических средств, вверенных ему для работы психологической службы детского
сада.
6. Документация психологической службы.
6.1. Грамотное ведение документации позволяет педагогу - психологу
структурировать и систематизировать свою работу.
Документация:
положение о психологической службе;
план работы психологической службы на год;
Циклограмма деятельности педагога-психолога;
Календарный план работы на месяц.
Журналы учета видов работы:
o журнал диагностической работы
o журнал консультаций (индивидуальных и групповых)
o журнал регистрации индивидуальных консультаций
o журнал индивидуальной развивающей и коррекционной работы
o журнал групповой развивающей и коррекционной работы
o журнал просветительской и профилактической работы;
банк психодиагностических методик;
индивидуальные карты психологического развития воспитанников;
результаты психологического обследования;










планы и программы проводимых занятий с обучающимися воспитанниками,
педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности:
развивающая, коррекционная, профилактическая);
отчеты о деятельности психологической службы:
аналитико-статистический годовой отчет;
аналитические справки о проделанной работе;
оперативные информационные сообщения о состоянии, проблемах исследуемого
вопроса;
результаты психодиагностики (карты, психологические портреты, заключения,
сводные таблицы, рекомендации);
план профессионального самосовершенствования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».