СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты (протокол от 31.08.2023г. № 1) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты _____________ /М.В.Богомаз/ подпись расшифровка подписи Приказ №75 от 31.08.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической службы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34», является правовой и организационно-методической основой организации деятельности. Положение разработано в соответствии: -Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; -Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) -Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства»; - «Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12. 2017 г. -Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; -Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» с изменениями на 4 октября 2021 года №686 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»; -Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. №Р93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) -Конвенцией ООН о правах ребенка; -Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2.Основной целью деятельности психологической службы (педагога-психолога) в ДОУ является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения, воспитания и подготовке их к школе, а так же обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогической деятельности. 1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог. 1.4. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. 1.5.Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся воспитанников, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса. 1.6.Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности МБДОУ №34 г.Шахты, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллективом и родителями обучающихся воспитанников. Психологическая служба (педагог - психолог) имеет подчинение по административной линии - заведующему МБДОУ №34 г.Шахты. 1.7. Деятельность педагогической службы (педагога-психолога) МБДОУ №34 г.Шахты ориентирована как на обучающихся воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся воспитанников, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса. 2. Основные направления, виды деятельности психологической службы. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы. К основным направлением деятельности службы (педагога-психолога) относятся: 2.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития: подбор, разработка, апробация и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; контроль соблюдения психогигиенических условий общения и развития обучающихся воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности дошкольников; обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей; своевременного предупреждения возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей. 2.1.1. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия: проводит работу по адаптации детей к МБДОУ №34 г.Шахты, дает родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период; проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи; участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с педагогами МБДОУ №34 г.Шахты намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе; ведѐт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения; участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей; ведѐт работу по созданию благоприятного психологического климата в МБДОУ №34 г.Шахты: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок); консультирует педагогов и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем. способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития. 2.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогического процесса потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития: повышение психологической культуры родителей (законных представителей) обучающихся воспитанников и педагогов МБДОУ №34 г.Шахты; формирование потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов и родителей; формирование у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. 2.3. Создание условий для полноценного личностного развития обучающихся воспитанников на каждом возрастном этапе. 2.4. Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 2.5. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного самоопределения; определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты. 2.6. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам образовательного процесса, детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 2.7. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя- логопеда, других специалистов МБДОУ №34 г.Шахты (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль за ее выполнением). 2.7.1. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность педагога-психолога: активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития воспитанников МБДОУ №34 г.Шахты; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медикопедагогических развивающих и коррекционных программ; коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, поведения реализация комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в психическом, нравственном развитии детей. 2.7.2. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться: в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми; в процессе специальной работы психолога с группами детей; в русле воспитательных мероприятий; в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка. 2.7.3. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта 2.8. Посредством консультативной деятельности оказания помощи родителям (законным представителям) педагогическим работникам администрации и сотрудникам МБДОУ №34 г.Шахты по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 2.9. Психологическая поддержка деятельности МБДОУ №34 г.Шахты. при подготовке педагогов к аттестации в проведении экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов; анкетирование родителей, для изучения запросов на образовательную деятельность; изучение личности и профессионального потенциала сотрудников; разрешение конфликтов; оказание помощи в построении системы управления данным коллективом. 2.10. Деятельность психологической службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается. 3. Цели и задачи психологической службы. 3.1. В своей деятельности педагогическая служба исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования. 3.1.1.Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни. 3.1.2.Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 3.2. Основные задачи психологической службы образования: максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном учреждении; изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер; составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, образованию, детей; оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации их деятельности; содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей в закономерностях развития ребенка; иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности детей. 4. Права и обязанности педагога-психолога. 4.1. Педагог-психолог обязан: в полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим Положением; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей; знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в практической, возрастной и педагогической психологии; применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социальнопсихологической, психокорреционной и психопрофилактической работы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения, полученную в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нести ущерб учащемуся или его окружению; пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей; отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного учреждения; рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции; в решении всех вопросов исходить из интересов ребѐнка; работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями воспитанников; вести и хранить диагностическую документацию. 4.2. Педагог-психолог имеет право: выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы, исходя из общей программы и конкретных условий; самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми; выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы; принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики, вопросам создания коррекционных и развивающих программ; участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в оценки эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с обобщением своего опыта в научных, научно-популярных и методических изданиях; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д.; посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей; знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; выступать с обобщением опыта своей работы; препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 5. Ответственность педагога-психолога. 5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций. 5.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы. 5.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца. 5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материальнотехнических средств, вверенных ему для работы психологической службы детского сада. 6. Документация психологической службы. 6.1. Грамотное ведение документации позволяет педагогу - психологу структурировать и систематизировать свою работу. Документация: положение о психологической службе; план работы психологической службы на год; Циклограмма деятельности педагога-психолога; Календарный план работы на месяц. Журналы учета видов работы: o журнал диагностической работы o журнал консультаций (индивидуальных и групповых) o журнал регистрации индивидуальных консультаций o журнал индивидуальной развивающей и коррекционной работы o журнал групповой развивающей и коррекционной работы o журнал просветительской и профилактической работы; банк психодиагностических методик; индивидуальные карты психологического развития воспитанников; результаты психологического обследования; планы и программы проводимых занятий с обучающимися воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая); отчеты о деятельности психологической службы: аналитико-статистический годовой отчет; аналитические справки о проделанной работе; оперативные информационные сообщения о состоянии, проблемах исследуемого вопроса; результаты психодиагностики (карты, психологические портреты, заключения, сводные таблицы, рекомендации); план профессионального самосовершенствования.