Положение о группе компенсирующей направленности МБДОУ №34 г.Шахты

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 31.08.2023г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись

расшифровка подписи

Приказ №75 от 31.08.2023г.

Положение
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения г. Шахты Ростовской области
«Детский сад №34» (далее МБДОУ).
1.2.Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию
коррекционной работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР в МБДОУ №34 г.Шахты.
1.3. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее группа) при МБДОУ №34 г.Шахты создается в целях
обеспечения государственных гарантий на получение гражданами общедоступного
и бесплатного дошкольного образования, охраны и укрепления физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции ограниченных возможностей здоровья детей.
1.4. Основная цель организации группы - освоение детьми коммуникативной
функции языка в соответствии с возрастными нормами, устранение речевого
дефекта, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
1.5 Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и
правовыми актами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся», с изменениями от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527 «Об утверждении Порядка
и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам
1

дошкольного
образования,
в
другие
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих
уровня и направленности»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями на 4 октября 2021 года №686 «О
внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от
06.08.2020г. №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 июня 2013 г № ИР-535/07
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г.
№Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г.
№1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
Устав МБДОУ №34 г.Шахты.
1.6.Группа компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми
нарушениями речи (далее ТНР) создается в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении органами управления образования при наличии
соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий в целях осуществления квалифицированной
2

коррекции речевых нарушений.
1.7. Группы компенсирующей направленности в дошкольном образовательном
учреждении открываются на основании приказа Департамента образования г.Шахты и
комплектуются в соответствии с решением городской ТПМПК.
1.7.1. Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с
Уставом и образовательной программой МБДОУ №34 г.Шахты (в части
Адаптированной образовательной программы МБДОУ для дошкольников 3-7 лет с
тяжѐлыми нарушениями речи) и закрепляется в локальных актах.
1.8. Настоящее положение разработано МБДОУ №34 г.Шахты в целях
реализации права на получение образования воспитанниками, имеющими нарушения
речи, испытывающими трудности в освоении образовательных программ ДО,
нуждающимися в коррекции недостатков устной речи.
1.9.Положение принимается Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты
и утверждается приказом руководителя МБДОУ. Изменения и дополнения в
настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждается приказом
руководителя МБДОУ.
1.10.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с
ТНР
2.1.Группа для детей с ТНР создается в целях:
-оказания коррекционной помощи воспитанникам МБДОУ, имеющим общее
недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, а так же дизартрию,
ринолалию и алалию (далее – ТНР);
-оказания помощи в освоении адаптированной образовательной программы
дошкольного образования (далее – АОП ДО) для детей с общим недоразвитие речи
первого, второго, третьего уровней, дизартрией, ринолалией, алалией.
2.2.Основными задачами группы для детей с ТНР являются:
-обеспечение коррекции ТНР у воспитанников МБДОУ;
-своевременное
выявление
особых
образовательных
потребностей
воспитанников, имеющих ТНР;
-обеспечение индивидуально ориентированной психолого- педагогической
помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
-обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками, имеющими ТНР АОП ДО;
-обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ТНР.
3.Направления деятельности компенсирующей группы для детей с ТНР
3.1.Коррекционное:
-создание условий, направленных на коррекцию речевого развития
воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ТНР
уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2.Мониторинговое:
-отслеживание динамики речевого развития детей, имеющих ТНР, их
3

успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
3.3.Просветительское:
-создание условий, направленных на повышение профессиональной
компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
4.Организация комплектования группы для детей с ТНР
4.1.В группу для детей с ТНР зачисляются воспитанники Учреждения,
имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи первого,
второго, третьего уровней, а так же дизартрию, ринолалию, алалию.
4.2.Прием воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР
осуществляется в соответствии с заявлением родителя (законного представителя)
(Приложение 1) на основании коллегиального заключения специалистов городской
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК).
4.3.Направление детей в ТПМПК осуществляется с согласия родителя
(законного представителя) в соответствии с обследованием речи детей учителемлогопедом Учреждения. Обследование речи и направление детей в ТПМПК
проводится в течение всего учебного года.
4.4.Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей:
-младшая группа-детьми от 3 до 4 лет;
-средняя группа–детьми в возрасте от 4 до 5лет;
-старшая группа–детьми в возрасте от 5до6 лет;
-подготовительная к школе группа-детьми в возрасте от 6 до 7 лет;
-разновозрастная группа-детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы.
4.5.Предельная наполняемость группы для детей с ТНР не менее 10 человек.
4.6.В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список
зачисленных воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР на текущий
учебный год.
4.7.В летний период допускается:
-закрытие группы для детей с ТНР при отсутствии детей, посещающих группу
для детей с ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную работу.
Закрытие группы для детей с ТНР и перевод детей в группы Учреждения
общеразвивающей
направленности
оформляется
приказом
руководителя
Учреждения;
-функционирование группы для детей с ТНР при наличии достаточного
количества детей, имеющих ТНР осуществляющих коррекционную работу.
4.8.Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от степени
выраженности речевых нарушений ребенка, динамики коррекционной работы,
индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут
составлять от 1 года до 4-х лет.
4.9.Отчисление воспитанников из группы для детейс ТНР осуществляется в
следующих случаях:
4.9.1.в связи с получением образования (завершением обучения);
4

4.9.2.досрочно, в следующих случаях:
-по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника, в том
числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоения образовательной
программы в другую группу или организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
-при возникновении медицинских показаний, препятствующих воспитанию и
обучению ребѐнка в учреждении;
-по обстоятельствам, не зависящим от родителей (законных представителей)
воспитанника и Учреждения, в том числе в случае ликвидации последнего и
оформляется приказом руководителя Учреждения.
4.10.Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР оформляется
приказом руководителя Учреждения.
4.11.В период пребывания в группе для детей с ТНР воспитанник, имеющий
ТНР, может быть направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК для
уточнения диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута в
случаях выявления следующих клинических форм и состояний:
-недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
-выраженные нарушения слуха, зрения;
-нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
-задержкапсихическогоразвития.
5.Организация коррекционной работы группы для детей с ТНР
5.1.Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР:
-осуществляется в соответствии с АОП ДО;
-строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими
возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
-определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В
планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих ТНР, их интеграцию в Учреждение.
5.2.Коррекционная работа в группе для детей с ТНР проводится с учетом
режима работы МБДОУ во время любой деятельности детей: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем недельной
образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать:
-для детей четвертого, пятого года жизни - 2 часа 45 мин. и 4 часа
соответственно;
-для детей шестого, седьмого года жизни - 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин.
соответственно.
5.3.Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы
для детей с ТНР являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
5.4.Продолжительность индивидуальных, подгрупповых
занятий
определяется:
-для
детей
четвертого, пятого года жизни (младшего
дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут;
5

-для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста):
индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
-Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных
занятий в группе для детей с ТНР определяются АОП ДО, тяжестью речевых
нарушений у воспитанников.
6.Участники коррекционной работы группы для детей с ТНР
6.1.Учитель-логопед:
6.1.1.Проводит первичное обследование речевого развития детей Учреждения,
осуществляет отбор детей, имеющих по предварительному заключению ТНР.
6.1.2.Направляет с согласия родителя (законного представителя) детей,
имеющих по предварительному заключению ТНР в ТПМПК для определения
специальных условий развития и воспитания детей.
6.1.3.Подготавливает список воспитанников, зачисленных в группу для детей
с ТНР, на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью,
установленной п.4.5 настоящего Положения.
6.1.4.Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с
ТНР в соответствии с диагнозами (общее недоразвитие речи первого, второго,
третьего уровней, дизартрия, ринолалия, алалия).
6.1.5.Определяет
периодичность,
продолжительность
проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР в соответствии с
п.п. 5.2, 5.4, 5.5 настоящего Положения.
6.1.6.Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы
для детей с ТНР по исправлению речевых нарушений.
6.1.7.Самостоятельно отбирает методы и приѐмы коррекционной работы.
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих ТНР, их интеграцию в МБДОУ.
6.1.8.Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений
воспитанников группы для детей с ТНР. Корректирует содержание коррекционной
работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.9.Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями
(законными представителями) МБДОУ:
-по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с
ТНР;
-по вопросам освоения АОП ДО детьми с ТНР.
6.1.10.Проводит повышение педагогической компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для
детей с ТНР.
6.1.11.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
ГПМПК.
6.1.12.Контролирует
выполнение
воспитателями
рекомендаций
по
проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР.
6.1.13.Ведѐт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
6.1.14.Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной
6

работы группы для детей с ТНР.
6.1.15.Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям (законными представителями) по профилактике речевых нарушений
воспитанников МБДОУ, дает необходимые рекомендации.
6.2..Воспитатель:
6.2.1.Создает развивающую предметно-пространственную среду для
преодоления речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР.
6.2.3.Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками группы для детей с ТНР. Наблюдает за ходом
устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР.
6.2.4.Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу
по речевому развитию воспитанников группы ТНР:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы.
6.2.5.Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у
воспитанников группы для детей с ТНР во всех видах детской деятельности,
самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.6.Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для
детей с ТНР по вопросам реализации АОП ДО.
6.2.7.Вовлекает
в
коррекционную
работу
родителей
(законных
представителей) воспитанников группы для детей с ТНР. Обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
6.2.8.Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы для детей с ТНР:
-образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
-коррекционных
мероприятий
(по
заданию
учителя-логопеда),
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.
-Подготавливает ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
основной образовательной программы дошкольного образования детьми с ТНР.
6.3.Заведующий МБДОУ:
6.3.1.Обеспечивает условия:
7

-направленные
на
коррекцию
речевого развития
воспитанников
и достижения
ими
уровня
речевого
развития,
соответствующего возрастной норме;
-направленные на профилактику нарушений в развитии
устнойи письменной речи воспитанников МБДОУ.
6.3.2.Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР:
-приказом по МБДОУ утверждает список воспитанников группыдля детей с
ТНР.
6.3.3.Осуществляет контроль за работой группы для детей с ТНР.
6.4.Заместитель заведующего по ВМР:
6.4.1.Координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ,
родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР по
вопросам освоения АОП ДО.
6.4.2.Обеспечивает
повышение
профессиональной
компетентности
педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей
(законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах
развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.4.3.Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических и других организаций, специализирующихся в области
оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.
6.4.4.Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы
для детей с ТНР содержания образовательной
программы дошкольного
образования, результатов коррекционной работы. Осуществляет анализ
мониторинга и результативности коррекционной работы.
6.4.5.Контролирует:
-применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
-соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
-динамику устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с
ТНР;
-планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
-планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей воспитанников группы для детей с ТНР.
6.5.Родители (законные представители):
6.5.1.Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития
ребенка.
6.5.2.Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению
речевых нарушений ребенка.
7. Документация учителя-логопеда
группы компенсирующей
направленности
7.1. Основная документация учителя-логопеда Группы компенсирующей
8

направленности:
-Положение о группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР в
МБДОУ №34 г.Шахты;
- Должностная инструкция учителя-логопеда;
-Приказ о зачислении воспитанников с нарушениями речи в Группу
компенсирующей направленности;
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования;
-Протоколы и заключения ПМПк на каждого ребенка, зачисленного
влогопедическую группу;
-График работы учителя-логопеда;
-Циклограмма работы учителя-логопеда;
-Годовой план работы учителя-логопеда;
-Журнал обследования речи детей ДОУ;
-.Рабочая программа;
-Индивидуальные тетради детей;
-Мониторинг коррекционной (логопедической) работы;
- Речевые карты на каждого воспитанника;
-Журнал учета посещаемости логопедических занятий;
-Журнал консультаций педагогов и родителей;
-Годовой отчет (аналитическая справка) об эффективности коррекционной
работы с детьми с нарушениями речи;
-Портфолио учителя-логопеда;
-Перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в
соответствии с возрастом и характером речевого нарушения;
-Календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий;
-Индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка,
зачисленного в логопедическую группу Учреждения;
-Лист занятости детей группы.
-Наличие всех единиц основной документации обязательно.
7.2. Форма ведения основной документации Группы определяется учителемлогопедом самостоятельно.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».