СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты (протокол от 31.08.2023г. № 1) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты _____________ /М.В.Богомаз/ подпись расшифровка подписи Приказ №75 от 31.08.2023г. Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Шахты Ростовской области «Детский сад №34» (далее МБДОУ). 1.2.Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в МБДОУ №34 г.Шахты. 1.3. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее группа) при МБДОУ №34 г.Шахты создается в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции ограниченных возможностей здоровья детей. 1.4. Основная цель организации группы - освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами, устранение речевого дефекта, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения. 1.5 Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с изменениями от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам 1 дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»; Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» с изменениями на 4 октября 2021 года №686 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»; Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020г. №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 июня 2013 г № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Устав МБДОУ №34 г.Шахты. 1.6.Группа компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи (далее ТНР) создается в муниципальном дошкольном образовательном учреждении органами управления образования при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий в целях осуществления квалифицированной 2 коррекции речевых нарушений. 1.7. Группы компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа Департамента образования г.Шахты и комплектуются в соответствии с решением городской ТПМПК. 1.7.1. Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с Уставом и образовательной программой МБДОУ №34 г.Шахты (в части Адаптированной образовательной программы МБДОУ для дошкольников 3-7 лет с тяжѐлыми нарушениями речи) и закрепляется в локальных актах. 1.8. Настоящее положение разработано МБДОУ №34 г.Шахты в целях реализации права на получение образования воспитанниками, имеющими нарушения речи, испытывающими трудности в освоении образовательных программ ДО, нуждающимися в коррекции недостатков устной речи. 1.9.Положение принимается Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты и утверждается приказом руководителя МБДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждается приказом руководителя МБДОУ. 1.10.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 2.1.Группа для детей с ТНР создается в целях: -оказания коррекционной помощи воспитанникам МБДОУ, имеющим общее недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, а так же дизартрию, ринолалию и алалию (далее – ТНР); -оказания помощи в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для детей с общим недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, дизартрией, ринолалией, алалией. 2.2.Основными задачами группы для детей с ТНР являются: -обеспечение коррекции ТНР у воспитанников МБДОУ; -своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ТНР; -обеспечение индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; -обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками, имеющими ТНР АОП ДО; -обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ТНР. 3.Направления деятельности компенсирующей группы для детей с ТНР 3.1.Коррекционное: -создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ТНР уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2.Мониторинговое: -отслеживание динамики речевого развития детей, имеющих ТНР, их 3 успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3.3.Просветительское: -создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4.Организация комплектования группы для детей с ТНР 4.1.В группу для детей с ТНР зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, а так же дизартрию, ринолалию, алалию. 4.2.Прием воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР осуществляется в соответствии с заявлением родителя (законного представителя) (Приложение 1) на основании коллегиального заключения специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК). 4.3.Направление детей в ТПМПК осуществляется с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с обследованием речи детей учителемлогопедом Учреждения. Обследование речи и направление детей в ТПМПК проводится в течение всего учебного года. 4.4.Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей: -младшая группа-детьми от 3 до 4 лет; -средняя группа–детьми в возрасте от 4 до 5лет; -старшая группа–детьми в возрасте от 5до6 лет; -подготовительная к школе группа-детьми в возрасте от 6 до 7 лет; -разновозрастная группа-детьми в возрасте от 3 до 6 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы. 4.5.Предельная наполняемость группы для детей с ТНР не менее 10 человек. 4.6.В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список зачисленных воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР на текущий учебный год. 4.7.В летний период допускается: -закрытие группы для детей с ТНР при отсутствии детей, посещающих группу для детей с ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную работу. Закрытие группы для детей с ТНР и перевод детей в группы Учреждения общеразвивающей направленности оформляется приказом руководителя Учреждения; -функционирование группы для детей с ТНР при наличии достаточного количества детей, имеющих ТНР осуществляющих коррекционную работу. 4.8.Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 4-х лет. 4.9.Отчисление воспитанников из группы для детейс ТНР осуществляется в следующих случаях: 4.9.1.в связи с получением образования (завершением обучения); 4 4.9.2.досрочно, в следующих случаях: -по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника, в том числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоения образовательной программы в другую группу или организацию, осуществляющую образовательную деятельность; -при возникновении медицинских показаний, препятствующих воспитанию и обучению ребѐнка в учреждении; -по обстоятельствам, не зависящим от родителей (законных представителей) воспитанника и Учреждения, в том числе в случае ликвидации последнего и оформляется приказом руководителя Учреждения. 4.10.Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР оформляется приказом руководителя Учреждения. 4.11.В период пребывания в группе для детей с ТНР воспитанник, имеющий ТНР, может быть направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК для уточнения диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута в случаях выявления следующих клинических форм и состояний: -недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; -выраженные нарушения слуха, зрения; -нарушения общения в форме раннего детского аутизма; -задержкапсихическогоразвития. 5.Организация коррекционной работы группы для детей с ТНР 5.1.Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР: -осуществляется в соответствии с АОП ДО; -строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; -определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ТНР, их интеграцию в Учреждение. 5.2.Коррекционная работа в группе для детей с ТНР проводится с учетом режима работы МБДОУ во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать: -для детей четвертого, пятого года жизни - 2 часа 45 мин. и 4 часа соответственно; -для детей шестого, седьмого года жизни - 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин. соответственно. 5.3.Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. 5.4.Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий определяется: -для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут; 5 -для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут. -Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в группе для детей с ТНР определяются АОП ДО, тяжестью речевых нарушений у воспитанников. 6.Участники коррекционной работы группы для детей с ТНР 6.1.Учитель-логопед: 6.1.1.Проводит первичное обследование речевого развития детей Учреждения, осуществляет отбор детей, имеющих по предварительному заключению ТНР. 6.1.2.Направляет с согласия родителя (законного представителя) детей, имеющих по предварительному заключению ТНР в ТПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей. 6.1.3.Подготавливает список воспитанников, зачисленных в группу для детей с ТНР, на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.5 настоящего Положения. 6.1.4.Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР в соответствии с диагнозами (общее недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, дизартрия, ринолалия, алалия). 6.1.5.Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР в соответствии с п.п. 5.2, 5.4, 5.5 настоящего Положения. 6.1.6.Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы для детей с ТНР по исправлению речевых нарушений. 6.1.7.Самостоятельно отбирает методы и приѐмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ТНР, их интеграцию в МБДОУ. 6.1.8.Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 6.1.9.Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) МБДОУ: -по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР; -по вопросам освоения АОП ДО детьми с ТНР. 6.1.10.Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ТНР. 6.1.11.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ГПМПК. 6.1.12.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР. 6.1.13.Ведѐт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.1.14.Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной 6 работы группы для детей с ТНР. 6.1.15.Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике речевых нарушений воспитанников МБДОУ, дает необходимые рекомендации. 6.2..Воспитатель: 6.2.1.Создает развивающую предметно-пространственную среду для преодоления речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР. 6.2.3.Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы для детей с ТНР. Наблюдает за ходом устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР. 6.2.4.Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы ТНР: -образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей; -участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы. 6.2.5.Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы для детей с ТНР во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня. 6.2.6.Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации АОП ДО. 6.2.7.Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 6.2.8.Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы для детей с ТНР: -образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; -коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы. -Подготавливает ежегодный отчет о результативности усвоения содержания основной образовательной программы дошкольного образования детьми с ТНР. 6.3.Заведующий МБДОУ: 6.3.1.Обеспечивает условия: 7 -направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения ими уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; -направленные на профилактику нарушений в развитии устнойи письменной речи воспитанников МБДОУ. 6.3.2.Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР: -приказом по МБДОУ утверждает список воспитанников группыдля детей с ТНР. 6.3.3.Осуществляет контроль за работой группы для детей с ТНР. 6.4.Заместитель заведующего по ВМР: 6.4.1.Координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам освоения АОП ДО. 6.4.2.Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.4.3.Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи. 6.4.4.Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с ТНР содержания образовательной программы дошкольного образования, результатов коррекционной работы. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы. 6.4.5.Контролирует: -применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей; -соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; -динамику устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР; -планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; -планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы для детей с ТНР. 6.5.Родители (законные представители): 6.5.1.Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 6.5.2.Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 7. Документация учителя-логопеда группы компенсирующей направленности 7.1. Основная документация учителя-логопеда Группы компенсирующей 8 направленности: -Положение о группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР в МБДОУ №34 г.Шахты; - Должностная инструкция учителя-логопеда; -Приказ о зачислении воспитанников с нарушениями речи в Группу компенсирующей направленности; - Адаптированная образовательная программа дошкольного образования; -Протоколы и заключения ПМПк на каждого ребенка, зачисленного влогопедическую группу; -График работы учителя-логопеда; -Циклограмма работы учителя-логопеда; -Годовой план работы учителя-логопеда; -Журнал обследования речи детей ДОУ; -.Рабочая программа; -Индивидуальные тетради детей; -Мониторинг коррекционной (логопедической) работы; - Речевые карты на каждого воспитанника; -Журнал учета посещаемости логопедических занятий; -Журнал консультаций педагогов и родителей; -Годовой отчет (аналитическая справка) об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи; -Портфолио учителя-логопеда; -Перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с возрастом и характером речевого нарушения; -Календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий; -Индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу Учреждения; -Лист занятости детей группы. -Наличие всех единиц основной документации обязательно. 7.2. Форма ведения основной документации Группы определяется учителемлогопедом самостоятельно. 9