СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ №34 г.Шахты (протокол от 20.05.2022 № 5) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты _____________ /М.В.Богомаз/ подпись расшифровка подписи Приказ №53 от 20 мая 2022г. Положение о работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34» 1. Общие положения Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34» (далее - Положение) (далее – ДОУ) разработано в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ; - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Иные нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального значения. 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность ДОУ по раннему выявлению семейного неблагополучия и организацию социального взаимодействия с семьями, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, по защите законных прав и интересов несовершеннолетних воспитанников. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 2.1. Целью деятельности ДОУ, является выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей. 2.2. Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и учѐту семейного неблагополучия являются: - выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников; - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников; - оказание социально – психолого-педагогической помощи несовершеннолетним воспитанникам; - проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. 2. 3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия 3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются: 3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в ДОУ без уважительной причины. 3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями), иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.). 3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни. 3.1.4. Вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.). 3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними воспитанниками (признаки физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей). 3.1.6. Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских показаний. 3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в ДОУ: - особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарногигиеническая запущенность, педикулез, низкая масса тела и т.д.); - дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей); - семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; - отсутствие условий для воспитания детей: работы у родителей (законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия); - отсутствие связи с ДОУ, невнимание родителей к успехам ребѐнка; - смерть одного из родителей (законных представителей); - уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных представителей); - постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями (законными представителями); - семьи, использующие неконструктивные методы воспитания; - семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет; - семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; - многодетные семьи; - семьи, в отношении членов которых проводилась работа Комиссией по делам несовершеннолетних воспитанников и защите их прав; - семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы; - возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы. 3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника являются: - результаты рассмотрения материалов на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - информация должностных лиц ДОУ; - заявления родственников; - обращения несовершеннолетних воспитанников(жалобы детей). Порядок организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.3, о нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника, в ДОУ проводятся следующие мероприятия: 4.1.1. Создается Комиссия по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее – Комиссия). 4.1.2. Комиссия принимает решение о постановке на внутренний учет семей на основании письменного ходатайства педагога или назначенного приказом заведующего ответственного лица, о рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в ДОУ семьи несовершеннолетнего воспитанника с учетом всех собранных материалов (характеристики на семью и др.). 4.1.3. В случае постановки семьи на внутренний учет ДОУ, членами Комиссии осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1. настоящего Положения. 4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о семье, несовершеннолетнем воспитаннике в комиссию по делам несовершеннолетних. 4.3. Профилактическая работа ДОУ с семьями воспитанников осуществляется по определенному алгоритму действий: 4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семьях с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия; 4.3.2. Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьѐй, состоящей на внутреннем учете; 4. 4.3.3. Анализ работы с семьѐй, состоящей на внутреннем учете, с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего воспитанника. 4.4. Семья находится на внутреннем учете ДОУ то количество времени, которое определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу). 4.5. Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата проведѐнных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного представления председателя Комиссии. 4.6. С целью раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении проводится опрос форме анкетирования родителей (законных представителей) вновь принятых воспитанников. 5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении 5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении в ДОУ предусматривает наличие обязательной документации: 5.1.1 Приказ о создании Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; 5.1.2. Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; 5.1.3. План работы профилактической работы Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; 5.1.4. Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних воспитанниках (семьях), оказавшихся в социально опасном положении. 5.1.5. Представление на постановку на внутренний учѐт (Приложение №1); 5.1.6. Представление на снятие с внутреннего учѐта (Приложение №2); 5.1.6 Учетная карта воспитанника из семьи, находящей в социально опасном положении (Приложение №3); 5.1.7. Протокол заседания Комиссии (Приложение №4); 5.1.8. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей (Приложение №5). 5.1.9. Карта выявления детей группы риска (Приложение №6). 5.1.10.Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком (Приложение №7). 5.1.11.Журнал регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка (Приложение №8). 5.1.12.Форма сообщения о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка (Приложение №9). 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается решением Педагогического совета, утверждается и вводится в действие приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные пункты настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти пункты утрачивают силу до момента внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Положение. 6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение №1 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении семьи (ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы) За (основание) считаю (-ем) необходимым поставить на внутренний учет в образовательном учреждении, как семью, находящуюся в социально опасном положении « » 20 г. Представление рассмотрено на заседании Комиссии « протокол № , решение » 20 г. С решением ознакомлен (-а): (подпись родителя (законного представителя)) (расшифровка подписи) (подпись родителя (законного представителя)) (расшифровка подписи) Председатель Комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №2 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении семьи (ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы) Основание для снятия с учета Представление рассмотрено на заседании Комиссии « протокол № , решение » 20 г. С решением ознакомлен (-а): (подпись родителя (законного представителя)) (расшифровка подписи) (подпись родителя (законного представителя)) (расшифровка подписи) Председатель Комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №3 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Учетная карточка воспитанника (семьи) Фамилия имя отчество воспитанника Дата рождения Домашний адрес Какую группу посещает Состав семьи (или лица, проживающие совместно с ребенком) Ф.И.О., Степень родства с Участвует/не Проживает год рождения ребенком участвует постоянно/временно/, в воспитании не проживает и содержании ребенка Сведения об иных родственниках ребенка: фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства. Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.) Стиль воспитания Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть): - атмосфера в семье дружелюбная, теплая; - отношения близкие, доверительные; - отношения отчужденные; - взаимопонимание ребенка с родителями; - отсутствие взаимопонимания; иное Характеристика жилищно-бытовых условий семьи Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего воспитанника Дата заполнения и регистрационный номер Председатель Комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №4 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении от « » г. 20 № Всего членов Комиссии Присутствовали: Председатель Секретарь Члены Комиссии: Приглашены: Повестка дня 1. 2. Ход заседания 1. По первому вопросу слушали: Решили: 2. По второму вопросу слушали: Решили: Контроль за выполнением решения возложить на Председатель Комиссии подпись расшифровка Секретарь Комиссии подпись расшифровка С решением ознакомлены: подпись расшифровка подпись расшифровка Приложение №5 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении № п/п Направление работы Председатель Комиссии подпись расшифровка Сроки исполнения Ответственные за выполнение 11 Приложение №6 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Карта выявления детей группы риска Группа: Количество детей в группе: Дата заполнения: Фамилия, имя воспитанника Медицинские данные (данные медицинской карты) Имеются ли хронические заболевания, проблемы с органами зрения, слуха Часто болеет ОРЗ, пропускает по 40 и более дней в учебном году Состоит на учете у невролога, психоневролога Имелись ли ЧМТ Есть ли инвалидность, ОВЗ Социальные данные Асоциальная семья (жестокое или пренебрежительное обращение) Малообеспеченная семья Неполная семья Семья с низким уровнем родительских компетенций проводится /проводилась / работа Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Педагогические данные Проблемы в развитии и обучении Расторможенность, неусидчивость, агрессивность Тревожность, страхи Трудности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Педагогическая запущенность Выводы Находится в зоне риска Относится к группе риска 11 12 Приложение 7 Признаки, позволяющие заподозрить применение над ребенком физического насилия * Внешний вид ребенка и характер травм: - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие); - задержка физического развития (отставание в весе и росте); - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). *Психическое состояние и поведение ребенка: возраст 1,5 -3 года - боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость; - реакция испуга на плач других детей; - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности; возраст 3 -6 лет - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям, критике; - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм, агрессивность; - жестокое отношение к животным; - лживость, воровство; - склонность к поджогам. Поведение родителей или попечителей: -противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее; -несвоевременное обращение за медицинской помощью; -инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; -обвинение в травмах самого ребенка; -неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению; -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.). Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия * Психическое состояние и физическое развитие ребенка: - задержка физического и умственного развития; - нервный тик; - энурез; - печальный вид; - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Поведение ребенка: - беспокойство или тревожность; 12 13 - нарушение сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность; - склонность к уединению; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - плохая успеваемость; - низкая самооценка; - нарушение аппетита. * Поведение взрослых - нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; - оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; - постоянное чрезмерное критичное отношение к нему; - негативная характеристика ребенка; - отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником; - перекладывание на него ответственности за свои неудачи; - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: - утомленный, сонный вид, опухшие веки; - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка; -частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни; -повторные случайные травмы или отравления; -постоянный голод и (или) жажда; -кража пищи; - требование ласки и внимания; - подавленное настроение, апатия; - агрессивность и импульсивность; Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: -заболевания, передающиеся половым путем, -повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; -резкие изменения веса;; -психосоматические расстройства, -страхи, ночные кошмары; -несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; -несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении. 13 14 Приложение 8 ФОРМА ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА М.П. Регистраци онный номер сообщения Дата регистр ации сообще ния Начат Окончен Ф.И.О. (от кого поступило сообщение), должность/ст атус 20 20 Ф.И.О. ребенка, число, месяц, год рождения ребенка Адрес места жительс тва ребенка г. г. Информация о выявленных признаках нарушения прав ребѐнка 14 Дата передачи сообщения в Комиссию по делам несовершен нолетних и защите их прав муниципал ьного района (городского округа) Принятие (неприняти е) решения об открытии случая нарушения прав ребенка, дата принятия решения Дата принятия решения о закрытии случая нарушения прав ребенка Подпись специали ста (сотрудн ика) 15 Приложение № 9 ФОРМА СООБЩЕНИЕ о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка Дата, время получения информации Источник информации (Ф.И.О., должность) Ф.И.О. ребенка, дата рождения Адрес места жительства ребенка Признаки, свидетельствующие о случае нарушения прав ребенка Информацию получил (Ф.И.О. специалиста, время получения информации, дата получения) Информацию передал (Ф.И.О. специалиста, время передачи информации, дата передачи) 15