СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 20.05.2022 № 5)
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись
расшифровка подписи
Приказ №53 от 20 мая 2022г.
Положение
о работе с семьями, находящимися
в социально-опасном положении
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34»
1. Общие положения
Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34» (далее - Положение) (далее – ДОУ)
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ;
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Иные нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального
значения.
1.1.
Настоящее Положение регулирует деятельность ДОУ по раннему выявлению
семейного неблагополучия и организацию социального взаимодействия с семьями,
находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, по защите
законных прав и интересов несовершеннолетних воспитанников.
Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации
работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Целью деятельности ДОУ, является выявление семей, находящихся в социально
опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
2.2.
Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и
учѐту семейного
неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных
интересов несовершеннолетних воспитанников;
- предупреждение безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений и иных
антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников;
- оказание социально – психолого-педагогической помощи несовершеннолетним
воспитанникам;
- проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации.
2.
3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия
3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются:
3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в ДОУ без уважительной причины.
3.1.2. Неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
родителями
(законными
представителями),
иными
представителями
(опекунами,
попечителями
несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии,
материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.).
3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками,
употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни.
3.1.4. Вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или
антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.).
3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними воспитанниками
(признаки физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных
представителей).
3.1.6. Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских
показаний.
3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в ДОУ:
- особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические
состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарногигиеническая запущенность, педикулез, низкая масса тела и т.д.);
- дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие условий для воспитания детей: работы у родителей (законных
представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия);
- отсутствие связи с ДОУ, невнимание родителей к успехам ребѐнка;
- смерть одного из родителей (законных представителей);
- уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных представителей);
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями
(законными представителями);
- семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
- семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет;
- семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или
нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
- многодетные семьи;
- семьи, в отношении членов которых проводилась работа
Комиссией по делам
несовершеннолетних воспитанников и защите их прав;
- семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы;
- возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях прав
несовершеннолетнего воспитанника являются:
- результаты
рассмотрения
материалов
на
заседании
Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
- информация должностных лиц ДОУ;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних воспитанников(жалобы детей).
Порядок организация работы с семьями, находящимися в социально опасном
положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.3, о
нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника, в ДОУ проводятся следующие
мероприятия:
4.1.1. Создается Комиссия по работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении (далее – Комиссия).
4.1.2. Комиссия принимает решение о постановке на внутренний учет семей на основании
письменного ходатайства педагога или назначенного приказом заведующего
ответственного лица, о рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в
ДОУ семьи несовершеннолетнего воспитанника с учетом всех собранных материалов
(характеристики на семью и др.).
4.1.3. В случае постановки семьи на внутренний учет ДОУ, членами Комиссии
осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1. настоящего Положения.
4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о
семье, несовершеннолетнем воспитаннике в комиссию по делам несовершеннолетних.
4.3. Профилактическая работа ДОУ с семьями воспитанников осуществляется по
определенному алгоритму действий:
4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семьях
с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного
неблагополучия;
4.3.2. Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической работы
(ИПР) с семьѐй, состоящей на внутреннем учете;
4.
4.3.3. Анализ работы с семьѐй, состоящей на внутреннем учете, с целью прогнозирования
ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к
родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по воспитанию,
обучению и содержанию несовершеннолетнего воспитанника.
4.4. Семья находится на внутреннем учете ДОУ то количество времени, которое
определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу).
4.5. Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата
проведѐнных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения
проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного
представления председателя Комиссии.
4.6. С целью раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении
проводится опрос форме анкетирования родителей (законных представителей) вновь
принятых воспитанников.
5.
Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении
5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении в ДОУ предусматривает наличие обязательной документации:
5.1.1 Приказ о создании Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении;
5.1.2. Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении;
5.1.3. План работы профилактической работы Комиссии по работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении;
5.1.4. Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних воспитанниках
(семьях), оказавшихся в социально опасном положении.
5.1.5. Представление на постановку на внутренний учѐт (Приложение №1);
5.1.6. Представление на снятие с внутреннего учѐта (Приложение №2);
5.1.6 Учетная карта воспитанника из семьи, находящей в социально опасном положении
(Приложение №3);
5.1.7. Протокол заседания Комиссии (Приложение №4);
5.1.8. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей (Приложение №5).
5.1.9. Карта выявления детей группы риска (Приложение №6).
5.1.10.Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком
(Приложение №7).
5.1.11.Журнал регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка
(Приложение №8).
5.1.12.Форма сообщения о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка (Приложение
№9).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается
решением Педагогического совета, утверждается и вводится в действие приказом
заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные
пункты настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти пункты утрачивают
силу до момента внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Положение.
6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение №1
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном
положении
Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении
семьи
(ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы)
За (основание)
считаю (-ем) необходимым поставить на внутренний учет в образовательном учреждении,
как семью, находящуюся в социально опасном положении
«
»
20
г.
Представление рассмотрено на заседании Комиссии «
протокол №
, решение
»
20
г.
С решением ознакомлен (-а):
(подпись родителя
(законного представителя))
(расшифровка подписи)
(подпись родителя
(законного представителя))
(расшифровка подписи)
Председатель Комиссии
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение №2
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном
положении
Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении
семьи
(ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы)
Основание для снятия с учета
Представление рассмотрено на заседании Комиссии «
протокол №
, решение
»
20
г.
С решением ознакомлен (-а):
(подпись родителя
(законного представителя))
(расшифровка подписи)
(подпись родителя
(законного представителя))
(расшифровка подписи)
Председатель Комиссии
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение №3
к Положению о работе с
семьями, находящимися в
социально опасном положении
Учетная карточка воспитанника (семьи)
Фамилия имя отчество воспитанника
Дата рождения
Домашний адрес
Какую группу посещает
Состав семьи (или лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О.,
Степень родства с
Участвует/не
Проживает
год рождения
ребенком
участвует
постоянно/временно/,
в воспитании
не проживает
и содержании
ребенка
Сведения об иных родственниках ребенка: фамилия, имя, отчество (при наличии) степень
родства, место жительства.
Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.)
Стиль воспитания
Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть):
- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;
- отношения близкие, доверительные;
- отношения отчужденные;
- взаимопонимание ребенка с родителями;
- отсутствие взаимопонимания;
иное
Характеристика жилищно-бытовых условий семьи
Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ
Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего воспитанника
Дата заполнения и регистрационный номер
Председатель Комиссии
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение №4
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально
опасном положении
ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
от «
»
г.
20
№
Всего членов Комиссии
Присутствовали:
Председатель
Секретарь
Члены Комиссии:
Приглашены:
Повестка дня
1.
2.
Ход заседания
1.
По первому вопросу слушали:
Решили:
2.
По второму вопросу слушали:
Решили:
Контроль за выполнением решения возложить на
Председатель Комиссии
подпись
расшифровка
Секретарь Комиссии
подпись
расшифровка
С решением ознакомлены:
подпись
расшифровка
подпись
расшифровка
Приложение №5
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально
опасном положении
План
индивидуальной профилактической работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении
№
п/п
Направление работы
Председатель Комиссии
подпись
расшифровка
Сроки
исполнения
Ответственные
за выполнение
11
Приложение №6
к Положению о работе с семьями, находящимися в
социально
опасном положении
Карта
выявления детей группы риска
Группа:
Количество детей в группе:
Дата заполнения:
Фамилия, имя воспитанника
Медицинские данные (данные медицинской карты)
Имеются ли хронические заболевания,
проблемы с органами зрения, слуха
Часто болеет ОРЗ, пропускает по 40 и
более дней в учебном году
Состоит на учете у невролога,
психоневролога
Имелись ли ЧМТ
Есть ли инвалидность, ОВЗ
Социальные данные
Асоциальная семья (жестокое или
пренебрежительное обращение)
Малообеспеченная семья
Неполная семья
Семья с низким уровнем родительских
компетенций
проводится /проводилась / работа
Комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав
Педагогические данные
Проблемы в развитии и обучении
Расторможенность, неусидчивость,
агрессивность
Тревожность, страхи
Трудности взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми
Педагогическая запущенность
Выводы
Находится в зоне риска
Относится к группе риска
11
12
Приложение 7
Признаки, позволяющие
заподозрить
применение
над ребенком
физического
насилия
* Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности
(свежие или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
сыпь).
*Психическое состояние и поведение ребенка:
возраст 1,5 -3 года
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
возраст 3 -6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
Поведение родителей или попечителей:
-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и
нежелание
внести ясность в произошедшее;
-несвоевременное обращение за медицинской помощью;
-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-обвинение в травмах самого ребенка;
-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком,
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в
поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое
возбуждение и др.).
Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия
* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва
желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
12
13
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
* Поведение взрослых
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым
можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и
интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенка;
-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
-повторные случайные травмы или отравления;
-постоянный голод и (или) жажда;
-кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;
Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического
состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
-заболевания, передающиеся половым путем,
-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
-резкие изменения веса;;
-психосоматические расстройства,
-страхи, ночные кошмары;
-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
13
14
Приложение 8
ФОРМА
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ
ПРАВ РЕБЕНКА
М.П.
Регистраци
онный
номер
сообщения
Дата
регистр
ации
сообще
ния
Начат
Окончен
Ф.И.О. (от
кого
поступило
сообщение),
должность/ст
атус
20
20
Ф.И.О.
ребенка,
число,
месяц, год
рождения
ребенка
Адрес
места
жительс
тва
ребенка
г.
г.
Информация
о
выявленных
признаках
нарушения
прав ребѐнка
14
Дата
передачи
сообщения
в
Комиссию
по делам
несовершен
нолетних и
защите их
прав
муниципал
ьного
района
(городского
округа)
Принятие
(неприняти
е) решения
об
открытии
случая
нарушения
прав
ребенка,
дата
принятия
решения
Дата
принятия
решения о
закрытии
случая
нарушения
прав
ребенка
Подпись
специали
ста
(сотрудн
ика)
15
Приложение № 9
ФОРМА
СООБЩЕНИЕ
о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка
Дата, время получения информации
Источник информации
(Ф.И.О., должность)
Ф.И.О. ребенка, дата рождения
Адрес места жительства ребенка
Признаки, свидетельствующие о случае нарушения прав ребенка
Информацию получил
(Ф.И.О. специалиста, время получения информации, дата получения)
Информацию передал
(Ф.И.О. специалиста, время передачи информации, дата передачи)
15