Положение о работе с семьями, находящимся в социально опасном положении

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ №34 г.Шахты
(протокол от 20.05.2022 № 5)

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №34 г.Шахты
_____________
/М.В.Богомаз/
подпись

расшифровка подписи

Приказ №53 от 20 мая 2022г.

Положение
о работе с семьями, находящимися
в социально-опасном положении
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34»

1. Общие положения
Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №34» (далее - Положение) (далее – ДОУ)
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ;
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Иные нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального
значения.
1.1.
Настоящее Положение регулирует деятельность ДОУ по раннему выявлению
семейного неблагополучия и организацию социального взаимодействия с семьями,
находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, по защите
законных прав и интересов несовершеннолетних воспитанников.
Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации
работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Целью деятельности ДОУ, является выявление семей, находящихся в социально
опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
2.2.
Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и
учѐту семейного
неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных
интересов несовершеннолетних воспитанников;
- предупреждение безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений и иных
антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников;
- оказание социально – психолого-педагогической помощи несовершеннолетним
воспитанникам;
- проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации.
2.

3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия
3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются:
3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в ДОУ без уважительной причины.
3.1.2. Неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
родителями
(законными
представителями),
иными
представителями
(опекунами,
попечителями
несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии,
материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.).
3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками,
употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни.
3.1.4. Вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или
антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.).
3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними воспитанниками
(признаки физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных
представителей).
3.1.6. Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских
показаний.

3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в ДОУ:
- особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические
состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарногигиеническая запущенность, педикулез, низкая масса тела и т.д.);
- дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие условий для воспитания детей: работы у родителей (законных
представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия);
- отсутствие связи с ДОУ, невнимание родителей к успехам ребѐнка;
- смерть одного из родителей (законных представителей);
- уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных представителей);
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями
(законными представителями);
- семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
- семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет;
- семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или
нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
- многодетные семьи;
- семьи, в отношении членов которых проводилась работа
Комиссией по делам
несовершеннолетних воспитанников и защите их прав;
- семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы;
- возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях прав
несовершеннолетнего воспитанника являются:
- результаты
рассмотрения
материалов
на
заседании
Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
- информация должностных лиц ДОУ;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних воспитанников(жалобы детей).
Порядок организация работы с семьями, находящимися в социально опасном
положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.3, о
нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника, в ДОУ проводятся следующие
мероприятия:
4.1.1. Создается Комиссия по работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении (далее – Комиссия).
4.1.2. Комиссия принимает решение о постановке на внутренний учет семей на основании
письменного ходатайства педагога или назначенного приказом заведующего
ответственного лица, о рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в
ДОУ семьи несовершеннолетнего воспитанника с учетом всех собранных материалов
(характеристики на семью и др.).
4.1.3. В случае постановки семьи на внутренний учет ДОУ, членами Комиссии
осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1. настоящего Положения.
4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о
семье, несовершеннолетнем воспитаннике в комиссию по делам несовершеннолетних.
4.3. Профилактическая работа ДОУ с семьями воспитанников осуществляется по
определенному алгоритму действий:
4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семьях
с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного
неблагополучия;
4.3.2. Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической работы
(ИПР) с семьѐй, состоящей на внутреннем учете;
4.

4.3.3. Анализ работы с семьѐй, состоящей на внутреннем учете, с целью прогнозирования
ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к
родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по воспитанию,
обучению и содержанию несовершеннолетнего воспитанника.
4.4. Семья находится на внутреннем учете ДОУ то количество времени, которое
определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу).
4.5. Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата
проведѐнных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения
проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного
представления председателя Комиссии.
4.6. С целью раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении
проводится опрос форме анкетирования родителей (законных представителей) вновь
принятых воспитанников.
5.

Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении

5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении в ДОУ предусматривает наличие обязательной документации:
5.1.1 Приказ о создании Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении;
5.1.2. Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении;
5.1.3. План работы профилактической работы Комиссии по работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении;
5.1.4. Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних воспитанниках
(семьях), оказавшихся в социально опасном положении.
5.1.5. Представление на постановку на внутренний учѐт (Приложение №1);
5.1.6. Представление на снятие с внутреннего учѐта (Приложение №2);
5.1.6 Учетная карта воспитанника из семьи, находящей в социально опасном положении
(Приложение №3);
5.1.7. Протокол заседания Комиссии (Приложение №4);
5.1.8. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей (Приложение №5).
5.1.9. Карта выявления детей группы риска (Приложение №6).
5.1.10.Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком
(Приложение №7).
5.1.11.Журнал регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка
(Приложение №8).
5.1.12.Форма сообщения о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка (Приложение
№9).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается
решением Педагогического совета, утверждается и вводится в действие приказом
заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные
пункты настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти пункты утрачивают
силу до момента внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Положение.
6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение №1
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном
положении

Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении
семьи
(ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы)

За (основание)

считаю (-ем) необходимым поставить на внутренний учет в образовательном учреждении,
как семью, находящуюся в социально опасном положении
«

»

20

г.

Представление рассмотрено на заседании Комиссии «
протокол №
, решение

»

20

г.

С решением ознакомлен (-а):
(подпись родителя
(законного представителя))

(расшифровка подписи)

(подпись родителя
(законного представителя))

(расшифровка подписи)

Председатель Комиссии
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №2
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально опасном
положении

Заведующему МБДОУ №34 г.Шахты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении
семьи
(ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы)

Основание для снятия с учета

Представление рассмотрено на заседании Комиссии «
протокол №
, решение

»

20

г.

С решением ознакомлен (-а):
(подпись родителя
(законного представителя))

(расшифровка подписи)

(подпись родителя
(законного представителя))

(расшифровка подписи)

Председатель Комиссии
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №3
к Положению о работе с
семьями, находящимися в
социально опасном положении

Учетная карточка воспитанника (семьи)
Фамилия имя отчество воспитанника
Дата рождения
Домашний адрес
Какую группу посещает
Состав семьи (или лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О.,
Степень родства с
Участвует/не
Проживает
год рождения
ребенком
участвует
постоянно/временно/,
в воспитании
не проживает
и содержании
ребенка

Сведения об иных родственниках ребенка: фамилия, имя, отчество (при наличии) степень
родства, место жительства.

Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.)

Стиль воспитания

Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть):
- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;
- отношения близкие, доверительные;
- отношения отчужденные;
- взаимопонимание ребенка с родителями;
- отсутствие взаимопонимания;
иное

Характеристика жилищно-бытовых условий семьи

Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ

Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего воспитанника

Дата заполнения и регистрационный номер

Председатель Комиссии
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №4
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально
опасном положении

ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении
от «

»

г.

20

№

Всего членов Комиссии
Присутствовали:
Председатель
Секретарь
Члены Комиссии:

Приглашены:

Повестка дня
1.
2.

Ход заседания
1.

По первому вопросу слушали:

Решили:

2.

По второму вопросу слушали:

Решили:

Контроль за выполнением решения возложить на
Председатель Комиссии
подпись

расшифровка

Секретарь Комиссии
подпись

расшифровка

С решением ознакомлены:
подпись

расшифровка

подпись

расшифровка

Приложение №5
к Положению о работе с семьями,
находящимися в социально
опасном положении

План
индивидуальной профилактической работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении
№
п/п

Направление работы

Председатель Комиссии
подпись

расшифровка

Сроки
исполнения

Ответственные
за выполнение

11
Приложение №6
к Положению о работе с семьями, находящимися в
социально
опасном положении

Карта
выявления детей группы риска
Группа:

Количество детей в группе:

Дата заполнения:
Фамилия, имя воспитанника
Медицинские данные (данные медицинской карты)
Имеются ли хронические заболевания,
проблемы с органами зрения, слуха
Часто болеет ОРЗ, пропускает по 40 и
более дней в учебном году
Состоит на учете у невролога,
психоневролога
Имелись ли ЧМТ
Есть ли инвалидность, ОВЗ
Социальные данные
Асоциальная семья (жестокое или
пренебрежительное обращение)
Малообеспеченная семья
Неполная семья
Семья с низким уровнем родительских
компетенций
проводится /проводилась / работа
Комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав
Педагогические данные
Проблемы в развитии и обучении
Расторможенность, неусидчивость,
агрессивность
Тревожность, страхи
Трудности взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми
Педагогическая запущенность
Выводы
Находится в зоне риска
Относится к группе риска
11

12

Приложение 7

Признаки, позволяющие

заподозрить
применение
над ребенком

физического

насилия

* Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности
(свежие или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
сыпь).
*Психическое состояние и поведение ребенка:

возраст 1,5 -3 года
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
возраст 3 -6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
 Поведение родителей или попечителей:
-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и
нежелание
внести ясность в произошедшее;
-несвоевременное обращение за медицинской помощью;
-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-обвинение в травмах самого ребенка;
-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком,
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в
поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое
возбуждение и др.).

Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия
* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва
желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
 Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
12

13

- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
* Поведение взрослых

- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым
можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и
интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенка;
-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
-повторные случайные травмы или отравления;
-постоянный голод и (или) жажда;
-кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;

Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического
состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
-заболевания, передающиеся половым путем,
-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
-резкие изменения веса;;
-психосоматические расстройства,
-страхи, ночные кошмары;
-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

13

14

Приложение 8
ФОРМА
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ
ПРАВ РЕБЕНКА
М.П.

Регистраци
онный
номер
сообщения

Дата
регистр
ации
сообще
ния

Начат
Окончен
Ф.И.О. (от
кого
поступило
сообщение),
должность/ст
атус

20
20
Ф.И.О.
ребенка,
число,
месяц, год
рождения
ребенка

Адрес
места
жительс
тва
ребенка

г.
г.

Информация
о
выявленных
признаках
нарушения
прав ребѐнка

14

Дата
передачи
сообщения
в
Комиссию
по делам
несовершен
нолетних и
защите их
прав
муниципал
ьного
района
(городского
округа)

Принятие
(неприняти
е) решения
об
открытии
случая
нарушения
прав
ребенка,
дата
принятия
решения

Дата
принятия
решения о
закрытии
случая
нарушения
прав
ребенка

Подпись
специали
ста
(сотрудн
ика)

15

Приложение № 9
ФОРМА
СООБЩЕНИЕ
о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка
Дата, время получения информации
Источник информации
(Ф.И.О., должность)
Ф.И.О. ребенка, дата рождения
Адрес места жительства ребенка
Признаки, свидетельствующие о случае нарушения прав ребенка

Информацию получил
(Ф.И.О. специалиста, время получения информации, дата получения)
Информацию передал
(Ф.И.О. специалиста, время передачи информации, дата передачи)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».